25 июля 30 лет со дня смерти В. Высоцкого

0 Link
суббота, 24 июля, 2010 - 14:16

3о лет назад умер певец, поэт, актер советской эпохи В. Высоцкий. (http://www.bbc.co.uk/russian/radio/radio_utro/2010/07/100723_korotich_int.shtml)

Десятки тысяч людей оставили Олимпийский стадион в Москве, чтобы проститься с Высоцким – его гроб стоял в помещении Театра на Таганке. Он умер от передозировки и алкогольного отравления.

Он мог умереть не раз, и несколько раз находился в состоянии клинической смерти. Он разбил десятки машин – от отечественных до первого в России "мерседеса" (в промежутке были французские авто Марины Влади), врезаясь в стены, кюветы и проходящие автобусы.

В нем было нечто и от Маяковского (вспомним его любовь в Париже) и, парадоксально, Юрия Гагарина: в том смысле, что тот тоже увидел большой мир с борта космического корабля и больше не мог жить нормально. Сейчас ясно, что так, как умер Высоцкий, умирали артисты романтической школы и в Америке, вроде Джексона Поллака (он, кстати, разбился на автомобиле) или Элвиса Прессли (передозировка).

На этой неделе Италия отмечает четыреста лет со дня смерти Караваджо – тот участвовал в драках, совершил убийство, бежал из Рима, разлюбил всех и умер молодым в маленьком городке в болотистой местности Таскании.

Сейчас выясняется, что причиной его смерти был вовсе не алкоголь, не болотные испарения и сифилис, как все считали, а свинец в его крови – он втирал краску в холст пальцами, а необходимым ингредиентом красок в ту эпоху был свинец. Свинец, попадавший в мозг, вел к припадками безумия. Но не втирать краску в холст руками он не мог: Караваджо добивался визуального эффекта, разрабатывая стиль, известный нам как chiaroscuro – то есть, буквально, светотень. Трудно сказать, где кончалось его безумие, его дебош и алкоголизм (напоминавшие Ван Гога с его пристрастием к абсенту) и начиналась революция в искусстве.

И хотя не бывает Гамлетов с гитарой, в нем было одно существенное сходство с шекспировским героем: он хотел перейти за границу слов – к действию. И попав за границу в буквальном смысле (благодаря женитьбе на француженке), он, в отличие от либеральных знаменитостей эпохи (того же Любимова или Ростроповича), даже в жуткие советские поздние семидесятые не боялся встречаться с "врагами режима".

В Париже он виделся с Андреем Синявским, сделал пластинку с Шемякиным, в Нью-Йорке выпивал с Иосифом Бродским. Он был неспособен совершить грех "не-узнавания", когда человек, завидев нежелательное лицо, с которым опасно общаться, переходит дорогу и делает вид, что не заметил.

Высоцкий, наоборот, как бы бросался – в своих песнях, да и в жизни – через дорогу, с опасностью попасть под колеса грузовика, чтобы пожать руку человеку, нуждающемуся в сочувствии. Может быть поэтому в нем, ответно, до сих пор узнают себя все, кто умеет слушать.

поделиться:


Комментарии

Лента новостей

Доставка еды

Красота и здоровье

Для детей