Четверг
28 марта
2024
  °C

Риск-ориентированный подход и независимая оценка пожарного риска

Новые формы работы МЧС
Риск-ориентированный подход и независимая оценка пожарного риска
Риск-ориентированный подход и независимая оценка пожарного риска
Новые формы работы МЧС

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности. 
Отнесение к определенному классу опасности осуществляется органом государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий, вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806. 
Так, планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, будет составлять от 1 раза в 3 года для объектов 1 категории (высокая степень риска) до 1 раза в 10 лет для объектов 4 категории (умеренная степень риска). Для объектов самой безопасной 5 категории (низкая степень риска) плановые проверки не планируются. 

В зависимости от категории риска, к которой отнесены объекты будет определяться периодичность проведения плановых проверок: 
для объектов, отнесенных к высокому риску — периодичность проведения плановых проверок не чаще одного раза в 3 года; для значительного риска — не чаще одного раза в 4 года; для среднего риска — не чаще одного раза в 7 лет; для умеренного риска — не чаще одного раза в 10 лет; в отношении объектов, отнесенных к низкому риску плановые проверки не проводятся. 

Отнесение к определенному классу опасности осуществляется исходя из класса потенциальной опасности объектов, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности. Вместе с тем, в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, в случаях: 
— проведения пожарного аудита объекта защиты с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности; 
— наличия сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет; 
— наличия вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет — соответственно объекты защиты, подлежащие отнесению к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно. 
В тоже время, Правилами предусмотрено увеличение периодичности проверок путем перехода объектов защиты различных категорий риска из одной категории в другую – менее значимую по степени опасности. Условиями такого перехода могут являться такие факторы как: 
— создание в установленном порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований); 
— наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет; 
— проведение пожарного аудита объекта защиты с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности; 
— отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности. 
Так, например, если собственник офисного здания высотой 28 метров и более провёл на объекте независимую оценку пожарного риска, по результатам которой сделан вывод о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям безопасности, указанный объект защиты следует вместо значительной категории риска относить к средней. Периодичность плановой проверки в таком случае составит не 1 раза в 4 года, а 1 раз в 7 лет. 

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) 

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — это одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности установлены статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии с частью 2 статьи 144 указанного закона порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
Правила оценки соответствия объектов защиты путем независимой оценки пожарного риска установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». 
В соответствии с Правилами независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее — собственник) и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (далее — экспертная организация). 
Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты: 
а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности; 
б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании. 
Независимая оценка пожарного риска включает следующее: 
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты; 
б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воз-действия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; 
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска; 
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. 
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее — заключение), направляемого (вручаемого) собственнику. 
В заключении указываются: 
а) наименование и адрес экспертной организации; 
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска; 
в) реквизиты собственника; 
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска; 
д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска; 
е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих Правил; 
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер, предусмотренных подпунктом «г» пункта 4 настоящих Правил. 
Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации. 
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения. 
Что дает собственнику проведение на его объекте независимой оценки пожарного риска? 
В соответствии с п. 25 Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности органами Госпожнадзора при планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, органами ГПН плановые проверки в отношении этих объектов надзора планируются не ранее чем через три года. В соответствии с п. 47 указанного Административного регламента в случае поступления в органы ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора, выполненного аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, до истечения срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства также не проводится. При этом орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора. 

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить