Пятница
29 марта
2024
  °C

Критерии качества образования. Какие они?

Где же ВОСПИТАНИЕ, являющееся неотъемлемой частью образования?
Критерии качества образования. Какие они?
Критерии качества образования. Какие они?
Где же ВОСПИТАНИЕ, являющееся неотъемлемой частью образования?

13 октября в Новосибирске состоялось Всероссийское совещание по оценке качества образования, организованное Минобрнауки НСО. Мероприятие общероссийское, его участниками стали более 200 руководителей органов образования и педагогов из 79 регионов России. 

«Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов рассказал о Национальном исследовании качества образования. С его помощью планируется выявлять и масштабировать лучшие практики обучения, совершенствовать образовательные программы и работу институтов повышения квалификации. Такое исследование уже проведено в регионах по начальной школе, по математическому образованию, информатике. Далее планируется изучить качество обучения по другим предметам».

Заметили, речь идет не о заявленном исследовании качества ОБРАЗОВАНИЯ, а об оценках качества ОБУЧЕНИЯ по отдельным предметам. А где же ВОСПИТАНИЕ, являющееся неотъемлемой частью образования? Ведь так определяется образование в Законе «Об образовании в РФ»?

«Глава Рособрнадзора также отметил, что с 2016 года в школах страны впервые планируется проводить Всероссийские проверочные работы, которые призваны стать для учебных заведений инструментом самодиагностики качества образования. На основе экзаменационных материалов, разработанных федеральными экспертами, школы смогут проверить соответствие качества обучения федеральным стандартам, понять проблемные зоны и при необходимости скорректировать свой учебный процесс».

Опять же, все про обучение. А ведь тема столь представительного совещания была заявлена более амбициозная: «Всероссийское совещание по стратегии развития системы оценки качества образования». Безусловно, приобретение компьютерной техники, учебников и средств обучения, наборов для робототехники, мебели, автобусов и оборудования для маломобильных детей, занятие хорошее и необходимое. Но не только этим должно характеризоваться качество образования.

Каждый процесс оценивается по его конечному результату. Конечным результатом образования является человек с неким набором характеристик. В настоящее время этот набор характеристик задается Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОСом). Отношение требований стандарта к соответствующим качествам реального человека и есть критерии оценки. И главное, ФГОСы не сводятся только к получению обучающимися знаний и навыков. Они устанавливают и другие требования к ученикам. Вот, например, некоторые личностные требования:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, … осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Обратите внимание, такими личностными характеристиками должен обладать подросток, окончивший 9 классов! В жизни вы много встречали молодых людей с указанными выше качествами? Или мне возразят, что ФГОСы только введены, и через 5 лет вся молодежь будет именно такая. Ой ли? А ведь это и есть критерии качества образования. Результат далек от цели, значит, качество образования низкое. Так?

ФГОСы удивляют своим «здоровьем», социально-ценностными ориентирами и стремлением к целостности, что резко контрастирует с реальной жизнью. Невозможно изменить ситуацию без должного процесса воспитания. Школа многие годы упорно пыталась свалить с себя эту обязанность на родителей. И, как говориться, «потеряла нюх». Понятно, что не только школа виновата. Все это вопросы государственной политики. Тем более странно, почему на столь серьезном рассматриваемом нами мероприятии об этой стороне образования ни звука? Как получить требуемого человека, не вложив в него смысловую вертикаль?

Мне кажется, что при разработке критериев качества образования эти вопросы должны занимать первостепенное значение. Наше образование должно готовить, прежде всего, граждан своей страны, а не компетентных глобалистов, которые, получив образование, уедут на Запад в поисках лучшей материальной доли.

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить