Пятница
19 апреля
2024
  °C

Ежегодное послание Владимира Путина Федеральному собранию 3 декабря 2015 года

Полный текст послания
Фото kremlin.ru
Фото kremlin.ru
Полный текст послания

Владимир Путин обратился кФедеральному Собранию сежегодным Посланием. Оглашение Послания потрадиции состоялось вГеоргиевском зале Кремля вприсутствии свыше 1000 приглашённых.

Наоглашении Послания присутствовали члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, члены Правительства, руководители Конституционного иВерховного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации, главы традиционных конфессий, общественные деятели, втом числе главы общественных палат регионов, руководители крупнейших средств массовой информации.

* * *

В.Путин:Уважаемые члены Совета Федерации! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Граждане России!

Начать Послание этого года хочу сослов благодарности российским военнослужащим, которые борются смеждународным терроризмом.

Сегодня здесь, вГеоргиевском зале, историческом зале русской воинской славы, присутствуют боевые лётчики, представители Вооружённых Сил– участники антитеррористической операции вСирии.

Присоединиться кнам нашли всебе силы Гелена Юрьевна Пешкова иИрина Владимировна Позынич, которые потеряли мужей ввойне стеррором. Низкий поклон вам иродителям наших героев.

Прошу почтить память павших солдат, которые отдали жизнь, выполняя свой долг, память всех российских граждан, погибших отрук террористов.

(Минута молчания.)

Уважаемые коллеги!

Россия уже давно напереднем рубеже борьбы стеррором. Это борьба засвободу, правду исправедливость. Зажизнь людей ибудущее всей цивилизации.

Мы знаем, что такое агрессия международного терроризма. Россия столкнулась сней всередине 90-х годов, инаша страна, её граждане испытали жестокие террористические атаки. Мы помним захваты заложников вБудённовске, Беслане, вМоскве, безжалостные взрывы жилых домов, крушение поезда «Невский экспресс», теракты встоличном метро иваэропорту Домодедово.

Эти трагедии унесли тысячи жизней. Это горе, которое навсегда снами, состраной, сродными иблизкими безвинно погибших людей.

Потребовалось почти десять лет, чтобы переломить хребет бандитам. Мы практически выдавили террористов изРоссии, нодосих пор ведём непримиримую борьбу состатками бандподполья. Ноэто зло досих пор даёт осебе знать. Два года назад совершены теракты вВолгограде. Совсем недавно взорван российский гражданский самолёт над Синаем.

Невозможно победить международный терроризм силами только одной страны, особенно вусловиях, когда границы вмире фактически открыты, амир переживает ещё иновое переселение народов, когда террористы получают постоянную финансовую подпитку.

Угроза терроризма нарастает. Ещё нерешена проблема Афганистана. Ситуация вэтой стране тревожная иневселяет оптимизма, анедавно устойчивые, достаточно благополучные, кстати, страны Ближнего Востока иСеверной Африки– Ирак, Ливия, Сирия– превратились взону хаоса ианархии, изкоторой исходит угроза всему миру.

Имыже знаем, почему это произошло. Знаем, кому захотелось сместить неугодные режимы, грубо навязать свои правила. Врезультате что? Заварили кашу, разрушили государственность, стравили людей между собой, апотом просто, как унас говорят вРоссии, умыли руки, открыв дорогу радикалам, экстремистам итеррористам.

Особая опасность для нас исходит отбоевиков, которые сконцентрировались вСирии. Среди них немало выходцев изРоссии, изстран СНГ. Они получают деньги, оружие, накапливают силы. Иесли окрепнут, победят там, тонеизбежно окажутся унас, чтобы сеять страх иненависть, взрывать, убивать, мучить людей. Имы обязаны встретить их иуничтожить надальних подступах.

Вот почему было принято решение овоенной операции наосновании официального обращения законной, легитимной сирийской власти. ИвСирии наши Вооружённые Силы сражаются прежде всего заРоссию, отстаивают безопасность именно наших граждан.

Армия ифлот России убедительно показали свою боеготовность, свои возросшие возможности. Современное русское оружие действует эффективно, абесценная практика его применения вбоевых условиях обобщается ибудет использована для дальнейшего совершенствования нашей военной техники ивооружений. Спасибо инженерам, рабочим– всем, кто трудится напредприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Вборьбе стерроризмом Россия продемонстрировала предельную ответственность исвоё лидерство. Эти решительные действия поддержаны российским обществом. Ивтакой абсолютно определённой позиции наших граждан– глубокое понимание тотальной угрозы терроризма, проявление истинных патриотических чувств ивысоких нравственных качеств, убеждённость втом, что национальные интересы, свою историю, традиции, наши ценности нужно защищать.

Уроки прошлого вполный рост встали перед мировым сообществом. Исторические параллели очевидны.

ВХХвеке нежелание своевременно объединить усилия вборьбе снацизмом было оплачено десятками миллионов жизней, самой кровавой мировой войной.

Сегодня мы вновь лицом клицу столкнулись сразрушительной, варварской идеологией инеимеем права допустить, чтобы новоявленные мракобесы добились своих целей.

Нужно отбросить все споры ирасхождения, создать один мощный кулак, единый антитеррористический фронт, который будет действовать наоснове международного права ипод эгидой Организации Объединённых Наций.

Каждое цивилизованное государство сейчас обязано внести вклад вразгром террористов, подтвердить свою солидарность– инедекларациями, аконкретными действиями.

Это значит– никакого убежища бандитам. Никаких двойных стандартов. Никаких контактов слюбыми террористическими организациями. Никаких попыток использовать их всвоих целях. Никакого преступного, кровавого бизнеса стеррористами.

Мы знаем, например, кто вТурции набивает свой карман идаёт заработать террористам напродаже награбленной вСирии нефти. Именно наэти деньги бандиты вербуют наёмников, закупают оружие, организуют бесчеловечные теракты, направленные против наших граждан, против граждан Франции, Ливана, Мали, других государств. Мы помним ито, что именно вТурции укрывались иполучали моральную, материальную поддержку боевики, которые орудовали наСеверном Кавказе в90-х ив2000-х годах. Исейчас ещё их там замечаем.

Между тем турецкий народ– добрый, трудолюбивый италантливый. ВТурции унас много давних инадёжных друзей. Иподчеркну: они должны знать, что мы неставим знака равенства между ними ичастью сегодняшней правящей верхушки, которая несёт прямую ответственность загибель наших военнослужащих вСирии.

Мы незабудем этого пособничества террористам. Всегда считали ибудем считать предательство самым последним ипостыдным делом. Пусть знают это те вТурции, кто стрелял вспину нашим лётчикам, кто лицемерно пытается оправдать себя, свои действия иприкрыть преступления террористов.

Я вообще, уважаемые коллеги, непонимаю, зачем они это сделали. Любые вопросы, любые проблемы, любые противоречия, которых мы даже иневидели, можно было решить совершенно другим способом. Более того, мы были готовы сотрудничать сТурцией посамым чувствительным для неё вопросам иготовы были пойти так далеко, как их союзники нежелали делать. Только, наверное, Аллах знает, зачем они это сделали. И, видимо, Аллах решил наказать правящую клику вТурции, лишив её разума ирассудка.

Ноотнас недождутся нервной, истерической, опасной для нас самих идля всего мира реакции. Реакции, рассчитанной накакие‑то внешние эффекты или даже насиюминутное внутриполитическое потребление. Этого небудет.

Воснове наших действий прежде всего будет ответственность перед своей страной, перед своим народом. Мы несобираемся инебудем бряцать оружием. Ноесли кто‑то думает, что, совершив подлое военное преступление, убийство наших людей, они отделаются помидорами или какими‑то ограничениями встроительной идругих отраслях, тоони глубоко заблуждаются. Мы ещё нераз напомним отом, что они сделали. Иони ещё нераз пожалеют осодеянном. Мы знаем при этом, что надо делать.

Сейчас для отпора террористической угрозе мобилизованы наши Вооружённые Силы, спецслужбы, правоохранительные органы. Нопонимать свою ответственность должны все: власть, политические партии, структуры гражданского общества, средства массовой информации.

Сила России– всвободном развитии всех народов, вмногообразии, гармонии икультур, иязыков, итрадиций наших, вовзаимном уважении, диалоге иправославных, имусульман, последователей иудаизма ибуддизма.

Мы обязаны жёстко противодействовать любым проявлениям экстремизма иксенофобии, беречь межнациональное имежрелигиозное согласие. Это историческая основа нашего общества ироссийской государственности.

В2016году состоятся выборы вГосударственную Думу. Иобращаясь клидерам партий иучастникам будущего избирательного процесса, ковсем общественно-политическим силам хотелбы процитировать выдающегося историка Николая Михайловича Карамзина. Вот что он писал: «Кто сам себя неуважает, того, без сомнения, идругие уважать небудут. Неговорю, что любовь кОтечеству должна ослеплять нас иуверять, что мы всех ивовсём лучше. Норусский должен знать цену свою».

Да, мы можем спорить опутях решения тех или иных проблем. Номы должны сохранить нашу сплочённость, помнить, что главное для нас– Россия.

Предвыборная конкуренция должна быть честной ипрозрачной, проходить врамках закона, суважением кизбирателям. При этом необходимо обеспечить безусловное общественное доверие крезультатам выборов, их твёрдую легитимность.

Уважаемые коллеги! Полагаю, что необходимое внимание впрограммах кандидатов вдепутаты будет уделено ивопросам противодействия коррупции. Они, эти вопросы, действительно волнуют общество. Коррупция– препятствие для развития России.

Сегодня чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны предоставлять декларации одоходах ирасходах, оналичии недвижимости иактивов, втом числе зарубежных.

Теперь раскрытию будет подлежать иинформация оконтрактах, подрядах, которые государственные имуниципальные служащие планируют заключать сфирмами своих родственников, друзей иблизких лиц. Ситуация, вкоторой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов мгновенно попадёт взону повышенного внимания контролирующих иправоохранительных органов. Иконечно, гражданского общества.

Буквально наднях– участники проекта Общероссийского народного фронта «Зачестные закупки» рассказывали мне овыявленных ими фактах злоупотреблений, оботкровенных нарушениях. Прошу Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы незамедлительно реагировать наподобную информацию.

Закон должен быть суров ктем, кто сознательно пошёл натяжкое преступление, нанёс ущерб жизни людей, интересам общества игосударства. Иконечно, закон должен быть гуманен ктем, кто оступился.

Сегодня практически каждое второе уголовное дело, дошедшее досуда, связано смелкими, незначительными преступлениями, алюди, втом числе совсем молодые, попадают вместа лишения свободы, втюрьму.

Пребывание там, сама судимость, как правило негативно сказываются наих дальнейшей судьбе инередко приводят кпоследующим преступлениям.

Прошу Государственную Думу поддержать предложения Верховного Суда России одекриминализации ряда статей Уголовного кодекса иперевести преступления, непредставляющие большой общественной опасности, вразряд административных правонарушений, носпринципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние.

Необходимо повышать независимость иобъективность судебного процесса. Вэтой связи предлагаю укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. Асучётом того, что коллегию из12 человек невсегда просто сформировать, я знаю позицию правозащитных организаций, они исходят изтого, что это должно быть именно 12 заседателей, но, повторяю, непросто сформировать эту коллегию, даистоит это немало, если честно сказать,– можно подумать осокращении числа присяжных допяти-семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию исамостоятельность присяжных при принятии решений.

Уважаемые коллеги! Впрошлом году мы столкнулись ссерьёзными экономическими вызовами. Упали цены нанефть, другие наши традиционные экспортные товары, был ограничен идоступ российских финансовых учреждений, компаний намировые финансовые рынки.

Знаю, что многим сейчас непросто. Сложности вэкономике сказываются надоходах ивцелом науровне жизни наших людей. Ихорошо понимаю, что люди задаются вопросами: когда мы преодолеем трудности ичто для этого будем делать.

Ситуация действительно сложная, но– говорил уже обэтом, хочу повторить– некритичная. Уже сегодня мы видим позитивные тенденции. Промышленное производство икурс национальной валюты вцелом стабилизовались, наметилось снижение инфляции, посравнению с2014годом мы фиксируем существенное сокращение оттока капитала.

Ноэто незначит, что надо успокоиться иждать, что теперь всё чудесным образом изменится, или просто ждать, когда повысятся цены нанефть. Такой подход впринципе неприемлем.

Мы должны быть готовы ктому, что ипериод низких цен насырьё, даи, возможно, внешние ограничения, могут затянуться, изатянуться надолго. Ничего неменяя, мы просто-напросто проедим наши резервы, атемпы роста экономики будут колебаться где‑то нанулевой отметке.

Нодело– нетолько вэтом. Затекущими проблемами нельзя упускать основные тенденции глобального развития. Стремительно меняются контуры мировой экономики, формируются новые торговые блоки, происходят радикальные изменения всфере технологий.

Именно сейчас определяются позиции стран вглобальном разделении труда надесятилетия вперёд, имы можем иобязаны занять место вчисле лидеров.

Россия неимеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными вэкономике, втехнологиях, впрофессиональных компетенциях, вполной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже инебыть.

Конечно, власть должна слышать людей, объяснять суть возникающих проблем илогику своих действий, видеть вгражданском обществе ивбизнесе равных партнёров.

Какие направления должны стать для нас ключевыми?

Первое. Конкурентное производство досих пор сосредоточено главным образом всырьевом идобывающем секторах. Только изменив структуру экономики, мы сможем решать масштабные задачи всфере безопасности исоциальном развитии, создать современные рабочие места иповышать качество иуровень жизни миллионов наших людей.

Важно, что унас есть успешные предприятия впромышленности, всельском хозяйстве, вмалом исреднем бизнесе. Задача– чтобы число таких компаний росло быстро ивовсех отраслях. Надостижение этой целидолжны быть направлены наши программы импортозамещения иподдержки экспорта, технологического обновления производств иподготовки профессиональных кадров.

Второе. Нужно учитывать, что ряд отраслей сейчас оказался взоне риска. Это впервую очередь строительство, автомобилестроение, лёгкая промышленность, железнодорожное машиностроение. Для них Правительство должно предложить специальные программы поддержки. Финансовые ресурсы для этого предусмотрены.

Третье. Необходимо поддержать людей снизкими доходами, наиболее уязвимые категории граждан, перейти наконец ксправедливому принципу оказания социальной помощи, когда её получают те, кто вней действительно нуждается. Вчастности, надо учитывать индивидуальные потребности людей сограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки итрудоустройства инвалидов.

Мы многое сделали вдемографии, образовании, здравоохранении. Основные ориентиры вэтих сферах обозначены вмайских указах 2012года. Конечно, жизнь вносит свои коррективы, исущественные коррективы, носейчас при текущих сложностях ответственность заблагополучие людей только повышается, ипрошу относиться кэтим указам самым серьёзным образом. Нужно стремиться ких исполнению.

Четвёртое. Нужно добиться сбалансированности бюджета. Это, конечно, несамоцель, аважнейшее условие макроэкономической устойчивости ифинансовой независимости страны. Напомню, поитогам исполнения федерального бюджета 2016года его дефицит недолжен превышать трёх процентов, даже если наши доходы окажутся ниже ожидаемых. Обращаю наэто ваше внимание, уважаемые коллеги, депутаты Госдумы ичлены Федерального Собрания, вцелом Совета Федерации. Это важный вопрос. Ятолько что сказал, что финансовая устойчивость инезависимость страны абсолютно связаны между собой. Пожалуйста, исходите изэтих ключевых, базовых соображений.

Бюджетное планирование, каждый бюджетный цикл надо начинать счёткой фиксации приоритетов, необходимо вернуть определяющую роль госпрограмм вэтом процессе. Следует существенно ужесточить контроль задвижением государственных средств, включая федеральные ирегиональные субсидии предприятиям промышленности исельского хозяйства. Считаю, что их нужно перечислять конечному получателю только через казначейские счета. Доходы государства недолжны уходить, что называется, мимо кассы. Из‑за«серых» схем при уплате таможенных сборов, акцизов наалкоголь, табак игорюче-смазочные материалы бюджет ежегодно теряет сотни миллиардов рублей. Это прямое воровство.

Предлагаю сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных идругих фискальных платежей. Здесь есть разные варианты, мы их многократно уже впоследнее время обсуждали. Жду отПравительства конкретных предложений. При этом вновь хочу подчеркнуть: впредстоящие годы налоговые условия для бизнеса меняться недолжны.

Пятое. Нам нужно идальше укреплять доверие междувластью ибизнесом, улучшать деловой климат встране.

Вэтом году мы вцелом завершили реализацию планов, намеченных врамках национальной предпринимательской инициативы. Динамика хорошая, ноостанавливаться, конечно, нельзя.

Правительство совместно сАгентством стратегических инициатив, ведущими деловыми объединениями должно продолжить системную работу поулучшению условий ведения бизнеса, постоянно отслеживать правоприменение наместах.

Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим иобщественно значимым вопросом. Именно вот этим– свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства– мы должны ответить навсе ограничения, которые нам пытаются создать.

Вот почему мы предоставили столь широкие полномочия недавно созданной Федеральной корпорации развития малого исреднего бизнеса. Прошу министерства иведомства, губернаторов, руководителей всех регионов Российской Федерации, государственные компании ибанки оказывать ей всё необходимое содействие.

Опросы показывают, что предприниматели пока невидят качественных подвижек вдеятельности контрольных инадзорных ведомств. Все поручения наэтот счёт давно инеединожды даны. Ужсколько мы говорим наэтот счёт, всё сокращаем исокращаем эти полномочия. Где‑то сокращаем, они где‑то опять вырастают. Целая армия контролёров по‑прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Это незначит, что контролировать ненужно. Конечно, надо контролировать. Ноя прошу Правительственную комиссию поадминистративной реформе совместно сделовыми объединениями представить до1июля 2016года конкретные предложения поустранению избыточных идублирующих функций контрольно-надзорных органов.

Хотелбы также привести цифры, которые подготовило одно изнаших деловых объединений. За2014год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел потак называемым экономическим составам. Досуда дошли 46 тысяч из200 тысяч, ещё 15 тысяч дел развалилось всуде. Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15 процентов дел. При этом абсолютное большинство, около 80 процентов, 83 процента предпринимателей, накоторых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. Тоесть их попрессовали, обобрали иотпустили. Иэто, конечно, нето, что нам нужно сточки зрения делового климата. Это прямое разрушение делового климата. Я прошу следственные органы ипрокуратуру обратить наэто особое внимание.

Подчеркну, прокуратура должна шире использовать имеющиеся унеё инструменты контроля закачеством следствия. Знаю, что дискуссии идут наэтот счёт давно, что дополнительно нужно дать прокуратуре. Знаете, ведь мы всвоё время следствие отпрокуратуры отделили для того, чтобы обеспечить независимость следствия, этобыло осознанное решение. Сегодня, напомню, упрокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления овозбуждении уголовного дела, отказ отутверждения обвинительного заключения или даже отподдержки обвинения всуде. Надо активнее использовать то, что имеется, итолько после этого мы сможем проанализировать, ачтоже происходит напрактике.

Кроме того, полагаю, что входе следствия поэкономическим составам помещение под стражу нужно использовать как крайнюю меру, априменять залог, подписку оневыезде, домашний арест. Подчеркну, роль правоохранительной, судебной системы состоит втом, чтобы оградить экономику, граждан отмошенничества ипреступников изащитить права, собственность, достоинство всех, кто соблюдает закон, честно ведёт своё дело.

Иещё одна тема. Впрошлом году было объявлено обамнистии капиталов, возвращающихся вРоссию. Между тем бизнес пока неспешит воспользоваться этой возможностью, азначит, предложенная процедура сложна, гарантий недостаточно. Я слежу изадискуссиями, которые идут сейчас вобществе поэтому поводу. Говорят, то, что мы сделали ите решения, которые приняли, немножко получше, чем аналогичные решения прошлых лет, ноэтого точно недостаточно исегодня. Прошу Правительство провести консультации, дополнительные консультации сделовым сообществом, сВерховным Судом, справоохранительнымиорганами ивкороткие сроки внести соответствующие коррективы, асаму амнистию предлагаю продлить ещё наполгода.

Уважаемые коллеги! Государство предоставит всё необходимое содействие тем, кто готов идти вперёд ибытьлидером. Такую систему мы выстраиваем вдиалоге сбизнесом исходя изего запросов изадач, стоящих перед нашей страной.

Финансовую поддержку проектам импортозамещения уже оказывает Фонд развития промышленности. Его программы востребованы предпринимателями. Предлагаю вследующем году провести докапитализацию Фонда ещё на20 миллиардов рублей.

Также мы гарантируем стабильные налоговые идругие базовые условия для инвесторов, которые готовы вкладывать средства впроекты импортозамещения. Это предусмотрено таким механизмом, как специальный инвестиционный контракт. Предлагаю врамках таких контрактов предоставить право регионам снижать донуля ставку налога наприбыль. Некоторые руководители прямо просят обэтом, чтобы инвесторы могли покрыть свои капитальные затраты насоздание новых производств.

Но, конечно, мы знаем иобозабоченностях региональных руководителей. Ипоэтому субъекты Федерации должны иметь стимулы укреплять свою экономическую базу. Поэтому рост доходов региона отреализации таких проектов недолжен повлечь засобой сокращение федеральных субсидий.

Мы готовы гарантировать испрос поэтим программам ипоэтим проектам. Предлагаю дать право Правительству закупать навнеконкурсной основе до30 процентов продукции, созданной врамках специнвестпроектов испецинвестконтрактов. Новсё остальное должно пойти насвободный, втом числе иназарубежный, рынок, чтобы компании нетеряли мотивацию, следили закачеством, стремились снижать издержки.

Вы знаете, когда такие программы осуществлялись вдругих странах, там, для того чтобы получить поддержку состороны государства, ставились даже более жёсткие условия: определённый объём выпускаемой продукции должен быть обязательно реализован навнешнем рынке. Для чего? Для того чтобы производитель стремился ктому, чтобы выпускать качественную продукцию.

Мы говорим, что мы будем гарантировать собственный рынок. Условия унас немножко другие, чем втех странах, которые действовали таким, более жёстким, образом. Ноисходить нужно изтого, что продукция, которая будет производиться, должна быть самого высокого международного уровня. Вновь подчеркну, будем поддерживать именно конкурентные отечественные производства. Ниукого недолжно быть иллюзий, что, прикрываясь импортозамещением, можно подсунуть государству игражданам суррогаты или залежалый, даещё втридорога товар. России нужны компании, которые нетолько способны обеспечить страну современной качественной продукцией, ноизавоёвывать мировые рынки. Для содействия тем, кто готов ктакой работе, создан Российский экспортный центр.

Кроме того, предлагаю сделать рост объёмов несырьевого экспорта одним изключевых показателей деятельности отраслевых ведомств, даиПравительства вцелом.

Считаю также правильным реализовать инициативу делового сообщества исоздать агентство потехнологическому развитию, которое будет оказывать предприятиям помощь вприобретении отечественных изарубежных патентов илицензий инжиниринговых услуг. Выход навнешние рынки, экспансия российской продукции должны стать естественной стратегией развития национального бизнеса, всей российской экономики. Иконечно, нужно ломать стереотипы, верить всобственные возможности. Если идти вперёд, тоирезультат будет обязательно.

Пример тому– наше сельское хозяйство. Ещё десять лет назад практически половину продуктов питания мы завозили из‑зарубежа, критически зависели отимпорта, теперь Россия– среди экспортёров. Впрошлом году российский экспорт сельхозпродукции составил почти 20 миллиардов долларов. Этоначетверть больше, чем выручка отпродажи вооружений, или около трети доходов отэкспорта газа. Итакой рывок наше сельское хозяйство совершило закороткий, ноплодотворный период. Большое спасибо селянам.

Считаю, что нужно поставить задачу национального уровня ик2020году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы нетолько можем сами себя накормить сучётом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали унекоторых западных производителей, тем более что спрос наглобальном рынке натакую продукцию устойчиво растёт.

Чтобы решить такие масштабные задачи, надо сосредоточить ресурсы наподдержке прежде всего тех хозяйств, которые демонстрируют высокую эффективность. Именно натаких принципах должна строиться программа развития АПК, я имею ввиду икрупные, исредние, имелкие предприятия– все должны быть эффективными. Прошу Минсельхоз обратить наэто особое внимание.

Нужно ввести воборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находятся вруках крупных землевладельцев, причём заниматься сельским хозяйством многие изних неспешат. Слушайте, мы уже сколько лет обэтом говорим? Авоз иныне там. Предлагаю изымать унедобросовестных владельцевсельхозземли, которые используются непоназначению, ипродавать их нааукционе тем, кто хочет иможет возделывать землю.

Прошу Правительство к1июня 2016года подготовить конкретные предложения, включая проекты нормативных актов, адепутатов Государственной Думы ивсех членов Федерального Собрания прошу внести поправки взаконодательство втечение следующего года ивосеннюю сессию следующего года принять соответствующие законы.

Нам необходимы исвои технологии производства, хранения, переработки сельхозпродукции, собственные посевной иплеменной фонд. Чрезвычайно важная задача. Мы ещё очень уязвимы поэтим направлениям. Прошу подключиться крешению этой задачи ведущие исследовательские институты, Российскую академию наук, атакже бизнес, который уже успешно внедряет передовые разработки.

Впрошлом послании было объявлено озапуске национальной технологической инициативы, её горизонт 15–20лет, однако практическая работа идёт уже сейчас. Она показала, что унас много сильных команд, способных предложить иреализовать новаторские идеи. Ипотаким направлениям, как нейротехнологии, беспилотные технологии вавиации, давообще натранспорте, системы хранения ираспределения энергии уРоссии есть все шансы среди первых прорваться наглобальные рынки, причём уже вближайшее время, вближайшие годы.

Нарешение приоритетных задач, прежде всего связанных стехнологической модернизацией, надо нацелить институты развития. Их унас более двух десятков. Скажем прямо, многие изних, ксожалению, превратились внастоящую помойку для «плохих» долгов. Нужно провести их расчистку, безусловно, оптимизировать структуру имеханизмы этой работы. Знаю, что иПравительство, иЦентральный банк сейчас активно этим занимаются.

Для обновления экономики нам следует активнее использовать инвестиционный потенциал внутренних сбережений. Япрошу ЦБ иПравительство представить предложения поразвитию рынка корпоративных облигаций, очём мы тоже уже неоднократно говорили. Необходимо упростить процедуру их выпуска иприобретения. Ачтобы инвесторам, гражданам было выгодно вкладывать средства вразви

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить