Диктатура пошлости — есть самая беспощадная цензура
В Новосибирске очередной тоскливо-предсказуемый «культурный» скандал. Череда культсырья — выставки «Русская зоофилия», гельмановские клизмы, спектакль «Онегин», продолжилась постановкой оперы «Тангейзер».
В классическом советском кинофильме «Берегись автомобиля» герой неподражаемого Евстигнеева, режиссер народного театра провозглашает задорно «А не замахнуться ли нам на Уильяма нашего Шекспира?».
Новосибирский режиссер, замахнувшись на самого Александра нашего Сергеевича Пушкина в весьма фривольной постановке «Онегина», решил не пощадить в творческом запале и Рихарда Вагнера. Все это было бы смешно, если бы театральные мэтры изгалялись только над немецким композитором, но они превзошли себя. Глумливо вплели образ Христа в самопальную постановку. И шутки закончились. Бог поругаем не бывает.
Последовал оправданный возмущенный ответ. А следом — знакомый скулеж о свободе творчества, о гонимых художниках. Чиновные дамы от культуры, респектабельный администратор театра, юное дарование, — все запричитали о давлении православных активистов и максимально политизировали ситуацию. Такой переход от культурной в политическую провокацию. Но это трюкачество дает сбой. Очевидно, что проблема порождена не на политическом, а на этическом уровне.
Блестящий знаток мировой культуры Юрий Лотман утверждал, что «культура начинается с запрета». Будь ты коммунист или буддист, верующий или атеист, важно держаться в рамках приличий. Буддисту не свергать памятника Ленину, коммунисту — не глумиться над Буддой. Воспитанный атеист не будет осквернять религиозные святыни. А воспитанный верующий не будет высокомерно смотреть на материалиста как на потомка обезьяны.
Жаль, что этот минимальный багаж деликатности, прививаемый с детства, не известен некоторым местным подельникам от культуры. Нахраписто убеждая профанов в своей эстетической непогрешимости и мнимом избранничестве, эти неистовые самородки пытаются в культурной жизни нашего города установить диктатуру пошлости. Уютно осев в государственных учреждениях культуры, они хотят бунтарств. Прикармливаясь на государственных грантах, бегая голыми на поводке и выставляя клизмы на выставках, крайне пошло корчить из себя Модильяни. Прихватив административные посты в культсфере и расплодив там банальное кумовство, не надо строить из себя Прометеев духа. Гонимый гений на бюджетной основе — это пошло. Именно махровое барыжничество от культуры, является причиной постоянных скандалов подобных «Тангейзеру».
И не надо винить православных верующих. Они защищались. Если вас публично оскорбят и осквернят память ваших близких — вы дадите отпор. И вряд ли вас остановит наличие у хама звания заслуженного деятеля искусств или режиссерского образования. И не надо бояться призывов к цензуре, она уже существует. Никакой советский Главлит, никакая инквизиция не были столь эффективны. Талантливым живописцам, режиссерам пробиться сквозь этот заслон почти невозможно. Если вы не брат или сват культ-номенклатуры, если вам отвратительно участвовать в похабщине, в утеху малокультурных «покровителей искусств» — всё, путь закрыт.
Диктатура пошлости — есть самая беспощадная цензура.
Источник: Национальный Медиа Союз