°C

Глубинные основания фашизма и коммунизма

Послушайте победный финал «Ленинградской» симфонии
Глубинные основания фашизма и коммунизма
Глубинные основания фашизма и коммунизма
Послушайте победный финал «Ленинградской» симфонии

Со стороны Советского Союза Победа была настолько бесспорной и убедительной, что во времена, когда страна была сильной и одной из двух сверхдержав мира, никому и в голову не приходило разбираться, какого же врага победил СССР? Т.е. разбираться в глубинных основаниях появления фашизма. Это первое. Второе: исследовать причины, по которым только советский народ мог дать отпор  гитлеризму, покоряющему страну за страной с невероятной легкостью. 

Оба вопроса  связаны  с философскими идеями подхода к человеку и пониманием  идентичности того или иного народа. Здесь не надо путать понятия идентичность и исторический опыт. Ведь история отвечает на вопрос — что было с нами? А идентичность — на совершенно иной вопрос — кто мы?

Что касается философского вопроса, то в глубинных основаниях фашизма лежат гностические теории многоэтажного человечества  и отношения к человеку, как к зверю, кроме одной расы господ. Образно понять, что это такое, мы можем на примере художественной литературы.

Алексей Толстой — один из крупнейших советских писателей и общественный деятель. В его научно-фантастическом произведении «Гиперболоид инженера Гарина», главный герой Пётр Гарин обладает сверхмощным оружием. С его помощью Гарин мечтает получить богатство, власть и мировое господство.

Толстой вложил в уста своего героя, одержимого волей к власти, проект глобального фашизма. Вот его речь:

«Я овладеваю всей полнотой власти на земле… Ни одна труба не задымит без моего приказа,  ни один корабль не выйдет из гавани, ни один молоток не стукнет. Все подчинено, – вплоть до права  дышать, – центру. В центре – я. Мне принадлежит все. Я отчеканиваю свой профиль на кружочках: с бородкой, в веночке, а на обратной стороне профиль мадам Ламоль. Затем я отбираю “первую тысячу”,  – скажем, это будет что-нибудь около двух-трех миллионов пар. Это патриции. Они предаются высшим  наслаждениям и творчеству. Для них мы установим, по примеру древней Спарты, особый режим,  чтобы они не вырождались…. Затем мы установим, сколько нужно рабочих рук для полного обслуживания  культуры. Здесь также сделаем отбор. Этих назовем для вежливости – трудовиками… Они не взбунтуются, нет, дорогой товарищ. Возможность революций будет истреблена в корне. Каждому трудовику после  классификации и перед выдачей трудовой книжки будет сделана маленькая операция. Совершенно  незаметно, под нечаянным наркозом… Небольшой прокол сквозь черепную кость. Ну, просто закружилась  голова, – очнулся, и он уже раб. И, наконец, отдельную группу мы изолируем где-нибудь на прекрасном  острове исключительно для размножения. Все остальное придется убрать за ненадобностью. Вот вам структура будущего человечества по Петру Гарину. Эти трудовики работают и служат безропотно за пищу,  как лошади. Они уже не люди, у них нет иной тревоги, кроме голода. Они будут счастливы, переваривая пищу.  А избранные патриции – это уже полубожества. Хотя я презираю, вообще-то говоря, людей, но приятнее  находиться в хорошем обществе. Уверяю вас, дружище, это и будет самый настоящий золотой век,  о котором мечтали поэты«.

Как видим люди, мечтающие о глобальном фашизме, убеждены, что это будет золотой век. Им не жалко избавиться от большей части человечества, как зоотехнику не жалко сократить поголовье кур.  Способ исполнения гностических идей может быть разный, и такой страшный, как у Гитлера, и такой коварный и еще более страшный, как либеральное глобальное господство постчеловечества. Это тоже фашизм, несколько измененный, больше известный как проект «счастливое дитя», гениально описанный у Достоевского в «Великом Инквизиторе».

В противовес, другой подход к человеку, как к творцу, способному совершенствовать  себя и преобразовывать жизнь вокруг. Тут важно понять, что потенциалом творчества обладает каждый человек, чего в фашизме и близко нет.  Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, наблюдая жизнь Франции, говорил: «Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт…».  Т.е.  вторая линия общественной мысли, уходящей корнями  в далекое прошлое, настаивает на раскрытии  и развитии потенциала в каждом  человеке.  В каждом можно открыть  Моцарта и во главе жизни стоит господство культуры и духа — вот второй подход к пониманию человека. Два направления столкнулись между собой, никакие половинчатые  смысловые основания не смогли противостоять фашизму, а Советский Союз, как антагонист фашизма – смог. Именно поэтому многие западные интеллектуалы и гуманисты поддерживали СССР, они  прекрасно понимали что происходит.

 Советскость, взяв многое из прошлого и привнеся свое, стала новой идентичностью. Она остановила распад страны  в начале века и победила страшного зверя в войну, при этом вывела страну  на невиданный до этого уровень исторической мощи. Никогда ранее русские в своей истории не достигали подобных результатов.  Немецкий писатель и интеллектуал Томас Манн говорил, что дальше для развития мира  надо взять лучшее, что есть в советской стране, а именно: «Необходимо идти к ситуации, когда деньги будут служить производству, производство человеку, а человек — идеалу, который превращается в смысл жизни».

Сегодня, когда нацистские идеи вновь завоёвывают мир, опыт исчезнувшего советского проекта очень важен. В стране того времени все дышало и стремилось к развитию, к творчеству.  Для понимания, приведу пример.

В Новосибирск был эвакуирован из блокадного Ленинграда симфонический оркестр. За время войны в  недостроенном театре было дано более 500 концертов, которые посетило около 400 тысяч слушателей. Также 240 концертов состоялось по радио. 7 ноября 1942 года, в разгар ленинградской блокады,  у нас в присутствии автора была исполнена первая часть Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

Полностью она была исполнена 9 августа 1942 года умирающими от голода музыкантами в блокадном Ленинграде. После ее исполнения немцы поняли, что они проиграют войну. Музыка транслировалась через громкоговорители и немцы в окопах ее слышали. 

7-я симфония, или как ее называют «Ленинградская», имеет невероятное воздействие на слушателя.  Чувство, которое она производит, передать невозможно. Впереди была долгая, жестокая война, а в стране звучала музыка будущей Победы.

Весь ХХ век Ленинградская симфония была невероятно популярна во всем мире и была визитной карточкой страны-победителя.

Предлагаю вам  послушать победный финал симфонии.

«>https://www.youtube.com/watch?v=0BVFscThVhk]

 

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить