Культура серости
Когда нет таланта, но очень хочется известности, остаются провокация, эпатаж и скандалы.«Художнику Артему Лоскутову присуждена премия Московской Хельсинкской группы «За защиту прав человека средствами культуры и искусства».
В чем же достижения Лоскутова? Глумление над религиозными православными символами (а как еще привлечь к себе внимание?), защита «пусек» (вот уж кто обескураживающе бездарен и примитивен), марш за федерализацию Сибири (марш за мечту американцев) и вот реальное творчество Лоскутова — Монстрация. Дурковатое действо с пошлыми шутками малоинтересно, но для молодежи, с ее сегодняшним уровнем образования и культуры, вполне допустимое разрешенное хулиганство. Остался в советском прошлом искрометный юмор, тонкая ирония, горящее желание творить. И где в вышеперечисленных достижениях Лоскутова права человека, культура и искусство? Тем более, что смысл Монстрации понятен — дискредитация 1 мая и человека труда. Какая уж тут культура.
Рыдающие от восторга СМИ вспоминают, что Монстрация-2015 была запрещена. Вот уж явная неправда. Кто же запретит балагурить любимцу Хельсинской группы? Монстрация была разрешена в определенном месте, которое не устроило капризного художника и он, преодолев здравый смысл и полицейские кордоны, добился ареста на 10 суток и заслужил почетное звание «узника совести».
Поздравляем Артема! Он оказался в достойной компании – «В 2014 году премию за защиту прав человека средствами культуры и искусства Московская Хельсинкская группа присудила рок-музыканту Андрею Макаревичу, годом ранее — актрисе Лии Ахеджаковой». Эти люди — хотя для многих из нас неприятные своим откровенным русофобством — все же деятели культуры. Так что новосибирский художник, в каком-то смысле, взял для себя новую высоту — и премию получил, и в отряд знаменитостей попал, с душком, правда.
Еще один боец в войне с Россией 14 октября дал эксклюзивное интервью украинскому агентству новостей. Писатель Виктор Ерофеев сравнил Украину с меняющим курс кораблем, а поведение «зомбированных россиян» — с проявлением шизофрении.
Он заявил: «В России с народом уже никогда не повезет. Нужно иметь ввиду, что сейчас там проснулся первобытный человек, оказавшийся еще и весьма агрессивным». И далее интервью пестрит подобными перлами.
Таких россиян может и мало, но они на виду, на передовой информационно-психологической войны с нами, с первобытными. Они в СМИ, в культуре. Они интеллигенция. А.Лоскутов, конечно, к ним не относится. Артем – это будущее нашей интеллигенции, ее вырождение. И оно уже наступает. Посмотрите на наши современные спектакли или фильмы. Оригинальных, достойных творений крайне мало. Все пестрит ремейками, советскими и западными, и они неудачные и неинтересные. Как пример — недавний скандал с «Тангейзером». Еще один молодой и подающий режиссер залихватски расправляется с Пушкиным и Вагнером, не оставляя ничего от гениев, но без смущения пользуя великие имена. Говорят, побаловался и с Чеховым, но уж извините, вряд ли что-то достойное можно увидеть у любителя провокаций. Рядом — отряд таких же критиков, раздающих призы и премии, накачивая статусом подобное искусство.
Кстати о Чехове. В Новосибирском метро показывают фильм о Томске, справедливо называя его Сибирскими Афинами. Там, действительно, много старинных зданий в хорошем состоянии. Но есть и вклад современников. На набережной стоит памятник Чехову. Кроме как издевкой это назвать нельзя. Еще и нос ему трут. Культура «серых» не знает различений между великим и ничтожным. В их представлении все одинаково.
К сожалению, список можно долго продолжать. Поистине, в культуре «серые» наступают. Украшают себя известными гениями прошлого, надувают щеки – ничего не помогает. Правит бал воинствующая серая пустота.
Страна без настоящей национальной интеллигенции, любящей страну, не сможет существовать. И вопрос интеллигенции — насущный и очень серьезный, требующий решения сегодня, чтобы не остаться у разбитого корыта завтра.