Культурное интервью: Светлана Лахненко и её «Лестница»
Заметку написал Черкасов Матвей, юнкор медиацентра ОДМ Бердска
Когда Светлана Викторовна Лахненко пришла к директору ДК «Родина» с предложением создать взрослый театральный коллектив, Людмила Ивановна Чуркина на первом этапе усомнилась в успехе этой затеи. «Кто в этот театр придет? Это же не детский театр, а взрослые люди заняты». «Давайте проведем эксперимент», – уговаривала ее Светлана Викторовна. На первый кастинг будущего коллектива пришло… аж 44 человека!
И вот, спустя 10 лет, 27 марта, в День театра, театру «Лестница» исполось ни много, ни мало – 10 лет. Недавно молодежная газета «ПикНик» побывала в гостях у «Лестницы», и Светлана Викторовна рассказала юнкорам о сложной, но очень интересной работе театрального режиссера, о «Лестнице», а также о премьере нового спектакля.
И не думала стать режиссером
Сама Светлана Викторовна и не думала, что профессия режиссера станет ее будущим. Хотя, конечно, творческие способности проявились в ней с детства. Она постоянно организовывала концерты во дворе, в школьном театре она принимала участие в театральных постановках, писала свои пьесы.
— Когда мне было 15 лет, со мной даже произошел очень символичный случай. Однажды я увидела объявление о наборе в театральную студию в Доме учителя в городе Семипалатинске. До города нужно было ехать междугородним автобусом. Выучила монолог Екатерины из пьесы Гроза Островского, основательно подготовилась. Настал день кастинга, и в этот день на улице стоял ужасный мороз, даже в школах занятия отменили. И я по такому страшному морозу поехала в театральную студию в Дом учителя в Семипалатинск. Прибежала я к месту назначения, едва не отморозив ноги, а там весит огромный замок. Было обидно, разве мороз — это повод чтобы отменять занятия в театре?
Я закончила Новосибирское культурно-просветительное училище, театральное отделение, а потом — Алтайский институт культуры, отделение театральной режиссуры. В 1980 году нас с мужем пригласили работать в Бердск в ДК «Родина». Его – хормейстером, а меня – режиссером праздников. Через 5 лет, в связи с отъездом режиссера Александра Владимировича Гребенкина, мне предложили работать режиссером в театре «Гистрион». И так получилось, что я работала в «Гистрионе» и параллельно была режиссером праздников и театрализованных представлений. 13 лет подряд проводила Дни города, как главный сценарист и режиссер. В театре я поставила спектакли «Люди, звери и бананы» Аллы Соколовой», «Максималист» Стратиева, «Под одной крышей» Людмилы Разумовской. Тогда я поняла, что театр для меня это главное и что театр, рано или поздно, я буду создавать свой, с чистого листа.
Главное в спектакле — актерский ансамбль
Итак, театр «Лестница» дебютировал спектаклем «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. После чего труппа трудилась над «Предложением» А.П. Чехова, и этот спектакль стал Лауреатом 1–ой степени на региональном фестивале «Свет рампы». Далее в репертуаре театра появился спектакль «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А. Островского, и этим спектаклем театр защитил почетное звание «Народный коллектив». Спектакль по пьесе Михая Сибастиана «Безымянная звезда» принес театру сразу несколько высоких наград: «Лучшая мужская роль» – за роль Марио в исполнения Александра Сорокина, «Лучший партнерский дуэт» – роли Марио и Моны – Александр и Светлана Сорокины, а за лучшую мужскую роль второго плана – начальник вокзала – Сергей Артемов. Комедия «Люкс №13» по пьесе английского драматурга Рэя Куни — стала самым кассовым спектаклем. Спектакль «Доходное место» Островского на областном театральном фестивале получил звание лауреатов и право быть представленным на малой сцене театра «Красный факел».
— У театра появилось свое лицо, свой зритель, свои предпочтения в репертуаре, — говорит Светлана Викторовна. – Но, над каким бы спектаклем мы ни работали, прежде всего, я стараюсь добиться актерского ансамбля. Лучшая режиссура для меня – это не постановочная изобретательность, не самовыражение режиссера-постановщика, а именно создание актерских работ, актерского ансамбля в спектакле. Это для меня главное. «Режиссер должен раствориться в актере», — так говорил Станиславский, и это стало стилем наших работ.
С первого эпизода зацепить зрителя
Очень важным моментом в театральной жизни является выбор пьесы, считает Светлана Лахненко. И в каждом случае причины для этого выбора – разные:
— Иногда выбор пьесы зависит от желания занять в постановке весь состав театра. Надо увидеть в постановке главную идею, смысл, увидеть, будет ли это интересно зрителю. Но еще ведь надо и актёрам суметь донести смысл пьесы. Следующий важный критерий: необходимо, чтобы произведение было актуально на сегодняшний день. Ведь современный зритель очень необычный, он умный и в тоже время нетерпеливый. Это совершенно не тот зритель, для которого я училась режиссуре в 80-е годы. Поэтому режиссеру и актерам в этом плане приходится нелегко, но невероятно интересно. Уже с первых эпизодов спектакля надо сделать что-то такое, чтоб зритель остался в зрительном зале до кульминации и до финала. В репертуаре нашего театра есть спектакль, который подходит под все эти параметры, спектакль, где совпало все – и точное попадание актеров на роли, и тема созвучная времени и сюжет, который держит зрителя в напряжении: это спектакль по пьесе Ивана Буковчана «Прежде, чем пропоет петух», который на региональном театральном фестивале получил гран-при.
Как они все успевают?
О своих актерах Светлана Викторовна говорит с большим уважением и любовью. Иногда ей кажется, что она бы так не смогла, как актеры «Лестницы:
— Они должны с работы ехать в «Родину», а ведь у них есть и дети и внуки. Как у них на это всё хватает времени? С театром очень трудно что-либо совмещать. И я люблю своих актеров за то, что они умеют это делать и им это нужно. Очень часто в процессе постановки пьесы так бывает трудно, столько приходится вкладывать труда, что я думаю: «Ну, зачем я взяла эту пьесу?! Ведь, можно было взять что-нибудь попроще». Но, когда наше очередное приключение заканчивается, я понимаю, что все это было не зря! И такое впечатление, что будто мы вместе в бой ходили, побывали в экстремальной ситуации и в итоге спасли друг друга.
К примеру, Вера ГМЫРКО работает в лицее Академгородка, и по вечерам она приезжает из Академгородка в Родину, проезжая мимо дома:
— Театр «Лестница» — это не театр-студия, то есть, здесь нет обучения актёрскому мастерству. Мы учимся лишь в процессе подготовки спектакля. Тем не менее, от роли к роли, от спектакля к спектаклю уровень этой актрисы растет. Когда Вера Гмырко пришла в театр, меня радовали её яркость, фактура, энергетика. А теперь я радуюсь и ее актерской правде. Вера будет играть Надежду в спектакле «Любовь и голуби». Она и есть моя надежда, моя вера и опора.
Нина Александровна Тотмянина играла крестьянку в спектакле «Безымянная звёзда», Матрену в «Женитьбе Бальзаминова», повитуху в спектакле «Прежде чем пропоет петух» — почти не один спектакль без неё не обходится, говорит Светлана Викторовна:
— У неё есть взрослые дети, внуки, она заботливая мама и бабушка. И это не мешает ей не пропускать ни одного концерта, ни одного спектакля в «Родине». И при этом она очень ответственна, она ни разу не опоздала и не пропустила ни одной репетиции», – рассказывает Светлана Викторовна. А к спектаклю «Любовь и голуби» Нина Александровна навязала крючком десяток кружевных голубей. В спектакле она исполняет роль бабы Шуры.
А вот Александр Сорокин очень тонко играет как главные роли, так и роли второго плана:
— Это самый верный актёр нашей труппы. Человек, который театром живет, не равнодушен к пьесам, которые мы выбираем. Какую бы мы пьесу ни ставили, какой бы сложной она не была, в лице Александра Сорокина я вижу своего единомышленника на предмет того, о чем эта вещь, почему ее надо ставить. В этом творческом сезоне мы поставили спектакль по пьесе Нины Садур «Ехай», где Александр Сорокин сыграл главную роль.
На одном из спектаклей присутствовала автор пьесы Нина Садур. Это очень ответственно, играть спектакль перед известным автором. Нина Садур лично поблагодарила актеров. Ее порадовало то, что не только за рубежом, но и на ее родине ставятся ее пьесы.
Анатолий Иванович Воронков – актер очень опытный. В свое время, он много лет играл в народном театре в клубе «Вега»:
— Анатолий Иванович — человек очень образованный и интеллигентный. Он умеет точно сформулировать самую сложную мысль объясняющую что-то в актерской задаче. В премьерном спектакле «Любовь и голуби» Анатолий Воронков сыграет дядю Митю.
О спектакле «Любовь и голуби»:
В декабре пошлого у театра состоялась премьера данного спектакля, которая собрала такой аншлаг что приходилось подставлять дополнительные стулья. По сей день актеры продолжают играть данную постановку:
— Наша задача была поставить именно свой спектакль «Любовь и голуби» по первоисточнику, а не следовать известному фильму. Изначально пьесу «Любовь и голуби» Владимир Гуркин написал для театральных подмостков, а уже потом народную славу пьесе «Любовь и голуби» принесла кинопостановка. Спустя годы «Любовь и голуби» возвращается на сцену уже в воплощении театра «Лестница». В чем суть этого произведения? В последнее время герои пьесы живут как-то по привычке. А в финале в деревню возвращаются голуби – и значит, возвращается надежда, любовь, главное наполнение нашей жизни. Спектакль помогает смотреть на жизнь оптимистично,- сообщила Светлана Викторовна.
Вопрос – актерам: «Что для вас «Лестница» и театр вообще?»
Вера Гмырко:
— «Лестница» для нас для всех это большая семья, коллектив, потому что мы вместе мы уже 10 лет. И мы друзья не только по театру, мы друзья и вне театра, у нас очень теплые дружеские отношения. А Светлана Викторовна — этот тот человечище, который и сделал нас семьей. Мы стали актёрами именно благодаря ней. Потому что наш театр настолько вырос, и назвать любительским наш коллектив никто не может. Все, кто видит наши постановки, говорит, что это было профессионально, красиво, классно! И все это дело рук нашего художника — Светланы Викторовны! Потому что мы обыкновенные люди, нигде не учились. И все что мы делаем на сцене для людей – это ее видение, это то, что она из нас «лепит». Моя ученица приезжала из Москвы, посмотрела наши спектакли и сказала: «Надо же, какое попадание в роли!».
Александр Сорокин:
— Мы показываем спектакли, чтобы «разбудить» зрителя, растормошить людей. Чтобы они проснулись и вспомнили о вещах, которые мы в обычной жизни закапываем, о которых забываем. Спектаклем мы стараемся показать то, что из наших душ ушло. Мы очень стараемся, чтобы у нас получилось, если это произошло и мы встретились со зрителем взглядами, мыслями и чувствами, значит, старались не зря.