О конференции Городской общественной палаты Бердска
О Конференции Бердской городской общественной палаты, состоявшейся 08.12.2016.
08.12.2016 состоялась конференция представителей некоммерческих организаций по выдвижению кандидатов и избранию членов Бердской городской Общественной палаты (второго созыва).
В целом конференция прошла успешно, но есть одно но. Это «но» заключается в произошедшем не понимании правового поля, в котором функционирует общественная палата г.Бердска.
Поясню ситуацию.
В настоящее время Общественная палата г.Бердска функционирует на основании Решения Совета депутатов г. Бердска от 05.04.2013 № 296 (ред. от 23.04.2015) «Об утверждении Положения «О Бердской городской Общественной палате» (в дальнейшем буду применять термин «Положение». На основании ст. 11 этого решения: «Общественная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением и регламентом Общественной палаты, принятым на первом пленарном заседании Общественной палаты» . Разумеется, Положение и Регламент не должны противоречить каким-либо законодательным актам, регулирующим соответствующие общественные отношения.
И вот здесь-то закралось кажущееся противоречие, которое разделило мнение участников конференции на два лагеря и инициировало, на мой взгляд, не оправданное решение конференции о приведении Положения и Регламента в соответствие с федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об Общественной палате Российской Федерации» (в дальнейшем просто Закон).
Инициатором данного решения выступила общественник Ощепко Татьяна Анатольена, которая полагала, что вышеуказанный федеральный закон регулирует деятельность Бердской общественной палаты, поэтому не следует утверждать список кандидатов в члены Бердской городской Общественной палаты второго созыва, по причине того, что кандидатуры, выдвинутые Бердскими общественными объединениями подпадают под запрет, наложенный на кандидатов Законом. Например, в Законе содержится запрет на выдвижение кандидатов в члены Общественной палаты РФ политическими партиями (ч. 22, ст.6 Закона), запрет членства лицам, замещающими должности муниципальной службы (ч.21, ст.7.). Регламент Общественной палаты (в т.ч. и Российской) не допускает к выдвижению более одной кандидатуры от каждого общественного объединения.
Другие общественники из числа кандидатов указали на ошибочность позиции Ощепко Т.А. Не согласен был и присутствующий на конференции глава города Шестернин Евгений Анатольевич (выступил с места).
Общественник, юрист, Перфилов Михаил Сергеевич в своём выступлении указал на ошибочность такого мнения, разъяснив, что положения федерального Закона не распространяют своё действие, не регулируют общественные отношения, возникшие в связи с деятельностью Общественной палаты г.Бердска. Закон не содержит запрета выдвигать кандидатов, на которых указала Т.А.Ощепко. При этом общественник заметил, что запрет о членстве усматривается для общественного совета при органах местного самоуправления.
Выступивший следом авторитетный общественник, главный редактор Портала ЖКХ г.Бердска Дорофеев Дмитрий Михайлович поддержал в своём выступлении мнение Татьяны Анатольевны, и опроверг мнение Михаила Сергеевича, так как он считает, что деятельность городской Общественной палаты прямо регулируется Законом.
В результате конференция приняла постановление, которым обязала городскую общественную палату г.Бердска привести своё Положение и Регламент в соответствие с федеральным Законом.
Как сказано выше, разночтения закона вызвали негативные эмоции у делегатов конференции и вызвали раскол между членами только что созванной Бердской городской общественной палатой второго созыва.
Следовательно, не допустимо замалчивать вопрос и надеяться, что он рассосётся сам собой при диаметрально противоположных мнениях.
Давайте разбираться. Здесь надо быть внимательными.
Федеральный закон № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не устанавливает связи между Бердской городской (или иной городской) Общественной палатой. Не регулирует он так же отношения, связанные с деятельностью палат Субъектов Российской федерации. Законом определено, что в том числе, Палата РФ является субъектом общественного контроля. То есть, на деятельность Общественной палаты РФ в полной мере распространяет своё действие Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
В соответствие с ч.14, ст.9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» субъектами общественного контроля, в том числе, являются общественные палаты (советы) муниципальных образований и общественные советы при федеральный органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствие с ч.3, ст.13 этого закона, общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления. А ч.4 ст.13 определено, что в состав общественного совета не могут входить лица, которые в соответствие с законом № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации.
Обратите внимание, что на общественные палаты муниципальных образований эти ограничения не распространяются.
Таким образом, на деятельность Бердской городской Общественной палаты не распространяется действие № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» ни в части запрета членства, ни в качестве ограничений на выдвижение кандидатов. Положения регламента Общественной палаты РФ тем более не имеют отношение к работе Бердской общественной палаты.
Отсюда неизбежно следует вывод о том, что постановление конференции о приведении положений Бердской городской общественной палаты и её регламента в соответствие с законом № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не основано на законе. Закон не требует этого приведения.
Другое дело, если члены палаты в своей дальнейшей работе придут к выводу о том, что именно положения Закона наиболее полно соответствуют целям и задачам городской палаты и будут способствовать их достижению, то, думается, что именно для этих целей возможно дальнейшее изменение регламента палаты. Что до изменения Положения, то палата не имеет полномочий изменять Положение о себе. Прерогатива изменения Положения имеется исключительно у органа, её создавшего – у Совета депутатов г.Бердска. Но в таком случае не может идти речи о приведении в соответствие с Законом. В таком случае следует говорить, что «члены общественной палаты решили». Но в этом случае, в соответствие с действующим Положением и Регламентом, необходимо созвать общее собрание и принимать осознанное решение с другими мотивировками, не имеющими отношения к «приведению в соответствие».
Таким образом, думается, что необходимо донести данную информацию до всех членов общественной палаты и создать рабочую группу для обсуждения вопроса о изменении или отмене соответствующего решения конференции, так как оно принято в обстановке отсутствие понимания существующей законодательной базы. Отсутствие проработки вопроса и не готовность его обсуждать абсолютным большинством членов конференции привело к принятию не приемлемого волюнтаристского решения. Возникает законный вопрос о истинной цели выдвижения спорной инициативы, не является ли данная инициатива общественников политической инициативой, расходящейся с целями и задачами Бердской городской общественной палаты?
Думаю, что будет уместным в этой связи, напомнить эпизод того же дня на заседании в Кремле Совета по развитию гражданского общества и правам человека под председательством В.В.Путина.
Приведу фразу президента дословно: «…несуразиц, мягко говоря, там в целом достаточно – это точно. …В постановлении суда написано: такой-то – фамилия – совершил преступление путём написания заявления в Липецкую облпрокуратуру. У меня от таких вещей, когда смотрю, просто волосы оставшиеся на голове дыбом встают. Что это такое? Совсем с ума сошли, что ли? Просто удивительно. …Я уже не знаю насчёт предвзятости, но насчёт квалификации точно вопросы возникают, конечно».
Не является ли несуразицой и принятое конференцией постановление? Как оно поможет формированию гражданского общества в нашем городе? Но беда-то даже не в частном случае, а в системе, допускающая волюнтаризм в принятии решений, не подготовленность и поспешность решений при не проработанности и недостаточной информированности членов Палаты.
14.12.2016
Е.Л.Балыбин
моб. т.255-80-04
e-mail: evg-balybin [at] yandex.ru
www.балыбин.рф