Сборы традиционной воинской культуры – Сибирь 2016
Хочу поделиться своими впечатлениями о проведенных сборах традиционной воинской культуры – Сибирь 2016. Сборы организовали и провели по законам Гуляй-города, их смело можно назвать первым сибирским Гуляем, хоть мы их и не стали так ответственно и громко называть в первый раз. В сборах приняли активное участие прихожане Преображенского собора г. Бердска, родители гимназистов.
По благословению Преосвященнейшего Луки, епископа искитимского и черепановского, на берегу реки Бердь, между деревнями Морозово и Тальменка, там, где речка Тальменка впадает в воды реки Бердь были проведены впервые в Сибирских масштабах сборы традиционной воинской культуры или, дерзнем сказать, первый в Сибири Гуляй-город. Это мероприятие собрало около тридцати человек из разных городов Сибири: Новокузнецка, Камня на Оби, Омска, Новосибирска и Новосибирской области, Бердска.
Для автора данной заметки – участника из города Бердска, наиболее знаменательно то, что сборы прошли на берегу Берди, недалеко от Бердска, именно в год трехсотлетия основания бердского казачьего острога, в конце августа накануне дня рождения нашего города. Это большая честь для бердчан — помогать в организации сборов. Главными организаторами сборов выступает межрегиональный центр русского боевого искусства «Русский щит» и ассоциация военно-патриотических клубов «Патриот».
Первый день сборов был отмечен как день заезда и подготовки к открытию. После полудня 24-го августа на место сборов выехал оргкомитет на машинах, загруженных хозяйственным инвентарем и продуктами. До приезда участников необходимо было поставить хозяйственные палатки, шатры, разбить место для братского Круга, кухни, куреней и подобрать площадки для тренировок.
Ночью приехали участники из Новокузнецка, началось знакомство, и полилась по ночному берегу Берди первая казачья песня Гуляй-города, возможно так же, как это было триста лет назад. Весь следующий день кипела работа, участники разбились на группы, и каждый занимался своим делом: одна группа участников была увлечена изготовлением поклонного Креста и вереи для центрального места сборов – братского круга. Поклонный Крест установили днем на следующий день, на поляне с видом на реку, отслужил молебен и освятил крест священник иерей Виктор Лукинцов.
Организация и управление сборами ведется по воинскому обычаю, обязательно выставляется дежурный наряд на кухню и дежурный наряд для круглосуточной охраны, лагерь разбивается, как правило, на три куреня, палатки ставятся вокруг центрального места сборов, для созыва участников к центральному месту есть определенные команды, которые оглашает дежурный или старший по лагерю, так же есть определенные команды тревоги и команда, отдаваемая, когда в лагере появляется «чужак». Распорядок примерно такой: утром в 7.50 подъем, зарядка, купание в реке, молитвенное правило, завтрак, тренировка, купание в реке, затем обед, теоретические занятия, тренировка, купание в реке, ужин, теоретические занятия по традиции, молитвенное правило с чином прощения, вечерка у костра и отбой, на сон оставалось несколько часов. Подъем осуществлялся громкой традиционной песней под балалайку, вернее сказать не песней, а сказкой «Теремок» в лицах, которую проводил участник из Бердска со своим сыном, рассказывая её громко и зычно, подходя к каждой палатке к нужному моменту сказки и произнося: «кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?».
Немного надо сказать о главных символах сборов. Поклонный Крест, который изготавливается на месте проведения сборов, вкапывается на видном месте и остается там навсегда, как память о прошедших сборах, как знак православной традиции русского воинства, возле этого Креста во время сборов совершаются утреннее и вечернее молитвенные правила. Возле него каждый вечер участники сибирского Гуляя ввели в традицию совершать небольшой чин прощения – подходя ко Кресту, прикладываясь к нему, а затем подходя друг ко другу, начиная от старших и кончая младшими, прося при этом прощение за весь пройденный день, постепенно круг участников замыкается и в кругу мы можем пожелать друг другу доброй ночи, высказать пожелания или высказаться о наболевшем за этот день.
Верея (от славянского столб, городские столбы, пограничный столб, столб, на который навешиваются полотенца ворот) – это деревянный столб, показывающий центральное место сборов, изготовленный тоже на месте, на нем вырезаются по стволу воинские символы, а на вершине вырезается православный Крест – знак православного воинства. Отношение к верее как к полковому знамени. Камень – это особый участник Гуляя, его кладут возле вкопанной вереи в братском кругу, на этот камень в течение всех сборов приносят потерянные вещи, так что на Гуляй-городе ничего не теряется – всё приносят к вечеру на этот камень.
Еще хотелось бы отметить одну главную традицию Гуляй-города – это отсутствие женщин на его территории, да, женщины на Гуляй-город не допускаются, только мужчины и их сыновья, такова древняя воинская традиция, можно сказать, в некотором смысле, это воинский Афон, хоть и на короткое время.
Основная тема сборов – рукопашный бой с оружием (нож, палка-тростка). Были проведены занятия по рукопашному бою с ножом, палкой-тросткой и ведению рукопашного боя без оружия против вооруженного противника, венцом сборов состоялся турнир по рукопашному бою мстинской традиции. Особенность этой традиции заключаются в том, что выбор оружия в личном первенстве происходит по жребию. На табличке или палочке написано или вырезано наименование оружия, например: нож, палка-тростка или безоружный, то есть по жребию может выпасть необходимость состязаться безоружному бойцу с вооруженным ножом или палкой противником, или бойцу вооруженному ножом против противника вооруженного палкой.
В турнире приняли участие десять бойцов из разных регионов Сибири. К концу турнира дошли не все – некоторым участникам пришлось выбыть из-за травм. Первое и второе место заняли бойцы новокузнецкой кулачной артели, Кривцов Андрей Григорьевич первое место и Кузнецов Антон Александрович второе место. Третье место получил новосибирский участник, руководитель казачьего военно-патриотического спортивного клуба «Пернач» Шаровский Юрий Николаевич, четвертое не призовое место занял участник из Бердска. Завершился турнир по традиции братанием, вручением свидетельств участников сборов и воинской пляской. Так как в сентябре месяце 2016 года планируется регистрация спортивной федерации традиционного рукопашного боя «Буза» то для наших детей будет гораздо больше перспектив для тренировок и соревновательной практики.
Хочется выразить отдельную благодарность инструкторам традиционного рукопашного боя «Буза»: Дроздову Игорю Сергеевичу из Межрегионального центра русского боевого искусства «Русский щит» и Кривцову Андрею Григорьевичу из Новокузнецкого спортивно-патриотического казачьего клуба «Русич». А также поблагодарить организаторов и помощников сборов: Дмитрия Николаевича Семенова, председателя правления организации «Русский щит», настоятеля Преображенского собора г. Бердска протоиерея Василия Бирюкова и православное братство Преображенского собора, директора православной гимназии во имя преподобного Серафима Саровского Богдан Ольгу Владимировну.
Кроме рукопашного боя было проведено несколько мастер-классов по традиционной культуре: русские народные сказки в воинской традиции, под руководством Дмитрия Николаевича Семенова (Председатель правления межрегионального центра русского боевого искусства «Русский щит»); игры и молодецкие забавы, под руководством Выжимова Василия Анатольевича (Казачий Клуб «Бой яр»); традиционное мужское пение и пляс, под руководством Сергея Германовича Горбунова (руководитель ансамбля «Майдан»).
А также были проведены свободные занятия с участниками сборов, особенно с «карандашами» — так называют детей. С ними занимался отдельно назначенный «дядька», один из отцов – Емец Валерий. Он занимался с ними рыбалкой, катанием на лодке с мотором, стрельбой из пневматической винтовки, метанием ножей и топора по деревянной мишени. Согласно традиции Гуляй-города у детей-карандашей есть отдельные виды забав – стащить что-нибудь из хозяйственного инвентаря на кухне. Например, ведро или топор, завязать узлом шнурки ботинок у спящих участников сборов, как правило, взрослых, ну и другие подобные шалости, развивающие навык разведчика.
Итак, им удалось стащить ведро для чая (вместе с чаем), за которое они получили выкуп — пакет конфет, связать шнурки узлом на ботинках рано утром у многих бойцов сборов, насыпать в ботинки сосновых шишек, а у меня даже утащили нож, пока мы купались после тренировки и беспечно оставили одежду без охраны. Пришлось выкупать нож за банку сгущенного молока, которую карандаши дружно съели в воскресенье на праздник.
Не надо думать, что детей мы учим воровать – нет, табу с определенных видов воровства снимается только на небольшой период Гуляй-города и не на все виды озорства. Мы четко объясняем детям, что нельзя заигрываться в так называемых пакостях, например: незаметно наложить сосновых шишек в ботинки — это шутка, а вот налить воды и сделать обувь мокрой — это уже явный перебор и здесь главное не заигрываться, и не делать день своего старшего товарища целой проблемой.
Так оказывается древняя молодецкая шалость лазать по огородам и садам в деревнях была именно такая подготовка молодежи к умению подкрадываться незамеченным, оказывается, была негласная договоренность между собственниками садов и ватагами ребят – полазив в садах и попробовав яблок, при этом не ломать веток, не бесчинствовать, суть заключалась в том, чтобы пролезть в сад, нарвать в меру яблок и уйти незамеченным для собак и хозяев, а вот проблемы начинались тогда, когда эта воинская традиция забывалась и целью стало не тренировка навыков разведчика, а именно воровство и пакости с поломкой деревьев.
Дети на наших сборах не были просто пассивными наблюдателями и шатающимися без дела по территории лагеря, они также принимали участие в тренировках, хоть и в меньшем объеме, нежели взрослые и также бились на турнире друг с другом в рукопашном бою на палках-тростках.
В свободном графике для всех участников сборов были проведены следующие занятия: стрельба из лука, метание ножей, метание топора в деревянную мишень, стрельба из пневматической винтовки, силовые состязания с гирей. Особенно интересным из которых было вытащить гирю весом в 24 кг из веточного шалаша с открытой узкой крышей, при этом, не задев веток и не сломав этот шалаш.
Вечером у костра были песни и традиционный мужской пляс, состязание с балалаечником в перепляске – более чем через час балалаечник сдался, нашлись бойцы плясавшие без остановки более часа, при этом в пляске применялись приемы так называемой акробатики, кувырки с головой через костер и другие сложные и простые коленца традиционного пляса. Также, традицией Гуляй-города было изготовление боевых тросток из дерева с нанесением на них узоров, чем на досуге и занимались некоторые участники сборов.
Пищу участники сборов готовили сами, назначался наряд по кухне, и готовкой пищи занимался наряд. В первый день была приготовлена уха из щуки и нескольких плотвиц, пойманных тут же в Берди, а нескольких судачков, которых карандаши поймали с дядькой они же запекли на костре.
На следующий день был приготовлен борщ, а на второе каша «Дружба», составленная из разных круп. Надо подметить, что в общем котле пост участниками сборов соблюдался. А венцом кулинарного искусства нашего гуляйского шеф-повара Владимира Мотузова была тушеная баранина в воскресенье по случаю празднования Успения Пресвятой Богородицы и закрытия сборов.
По традиции окончание Гуляй-города завершилось выкапыванием вереи, которую все участники сборов несли к реке, затем ее бережно внесли в воду и пустили по реке. Верея — это один из главных символов Гуляй-города – это знамя Гуляя, это знамя воинов, собравшихся на Гуляй-город, и кто-то внизу по течению реки, возможно, встретит её и долго будет думать человек, еще незнакомый с нашей традицией, чтобы сие бревно с узорами значило. Всем участникам были вручены памятные футболки с эмблемой сборов.
Прощались вечером в воскресенье со всеми отъезжающими участникам коротко, но по братски горячо, нахлынуло то чувство – единения и грусти прощания с товарищами по оружию. Но прощаться все-таки надо. Дай же Бог, чтобы мы собрались снова вместе на том же или, может быть, другом месте и провели очередной сибирский Гуляй-город!
Калько Олег, г. Бердск, 2016 год.
P.S. Занятия по традиционному русскому рукопашному бою проходят по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская 175/6, клуб им. Александра Невского, ПН, СР, ПТ с 18.00 часов.
В Бердске занятия с детьми младшего и среднего школьного возраста проводятся в православной гимназии во имя преподобного Серафима Саровского, ул. Чайковского 16, ПН с 17.30, СБ с 10.00, ВС с 13.00. Занятия для юношей с 15 лет и взрослых ВТ 18.30, ЧТ 18.30.