Устарел ли Карл Маркс?
Совсем ли устарел для нас Карл Маркс, которому в этом году исполнилось бы, ни много ни мало, 200 лет? С вашего позволения я хотел бы, может и несколько поверхностно, это выяснить.
Мы все вынуждены подстраиваться под окружающую нас действительность — как говорил Маркс, «вступать в существующие независимо от нас экономические отношения», а поэтому «социальное бытие определяет наше сознание».
Какое же оно – это наше нынешнее социальное бытие и сознание? Известный немецко-американский философ и психоаналитик Эрих Фромм, который защищал наследие Маркса и творчески его анализировал, еще в середине прошлого века отметил, что капитал стал господствовать над человеческим трудом, а царство вещей стало иметь большую ценность, чем этот самый труд. Что человека поставили на один уровень со всеми остальными товарами, а сама его жизнь превратилась в капитал, который необходимо выгодно вложить; ценность же самого человека теперь определяется вовсе не его человеческими качествами – добротой, умом и т.д., а лишь рыночным спросом на него. Похоже на нас, нынешних?
Хотя, может это не так уж и страшно? Живем же ведь мы как-то, а некоторые и очень даже хорошо в смысле материальных благ? Но Карл Маркс утверждал, что капитализм приводит к обесчеловечиванию человека, к отчуждению от него его же человеческой сущности. Это как же понимать, спросите вы?
Можно привести простой пример. Человек по-настоящему рыночной формации находится с окружающим его миром в отношении обладания и, практически, только в нём. Чтобы его не заинтересовало в этом мире – будь это даже великое произведение искусства или другой человек, по-настоящему его будет интересовать только одно – можно ли этим обладать? Постижение красоты произведения искусства, постижение внутреннего мира другого человека его будут интересовать во вторую, третью очередь или вообще интересовать не будет…
Может и это не так уж страшно? Представьте, что все мы раз и навсегда стали относиться друг к другу именно как к товару, который либо может помочь нам как-то разнообразить нашу жизнь, продвинуться в карьере, показать другим нашу успешность и мы заинтересованы в его приобретении, либо он нам не очень-то нужен и не очень-то интересен. Любовь? Она будет реализовываться через формулу – «Я тебя люблю потому, что ты мне нужен…». Нужен/нужна для материального благополучия, статуса, получения удовольствия и т.д. Сравните с формулой необусловленной ничем, настоящей любви – «Ты мне нужен потому, что я тебя люблю». Т.е. нужен потому, что лишь с тобой я смогу проявить свои лучшие человеческие качества, реализовать их максимально… Разве не к первой формуле сползает «рыночный» человек? И разве всё это не обесчеловечивание?
Позволю себе процитировать «Манифест коммунистической партии» (его авторы – всё тот же Маркс и Фридрих Энгельс) — «В ледяной воде эгоистического расчета потопила она (буржуазия – прим.) священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности». Давно это написано, но актуальность, получается, не утрачена?
И ещё – почему-то при нынешней доступности изучения культурного наследия человечества – шедевров искусства, философских трудов (есть же интернет, в конце концов…) очень мало людей (я рассматриваю тех, которым это вполне доступно) они по-настоящему интересуют. А ведь этим должно интересоваться подавляющее большинство!
Почему всё это происходит? Помните, «социальное бытие определяет наше сознание»? Современному человеку это всё стало не очень-то и нужно для того, чтобы выгодно реализоваться на рынке труда, а значит стать успешным в современной жизни. Ему надо лишь знать всё о немногом (о своём, узкопрофессиональном) и, практически ничего об остальном.
Но при постоянно увеличивающемся капиталистическом разделении труда – это приводит человека к полному «профессиональному кретинизму» (термин всё того же Карла Маркса).
Мы сами себя отключаем от великого культурного наследия — и это я ещё не говорил про деградацию и всё бОльшую узкоспециализированность (привет, ЕГЭ!) образования для наших детей. А отключая себя от этого человеческого наследия мы снова обесчеловечиваемся. Разве не так?
Но человек, прекративший себя реализовывать во всём спектре человеческих отношений — это обесчеловеченный человек и это катастрофа сравнимая с ядерной войной.
И кроме основного принципа коммунизма — «полного и свободного развития каждого индивидуума» (Карл Маркс) другого способа избежать этой катастрофы никто не придумал.