Великий перелом
Внимание к процессу образования не ослабевает, мы наблюдаем, как со стороны власти инициируются много различных мероприятий, и отчеты на них все более хвалебные. Независимые общественные организации и специалисты совсем другого мнения. Этот разрыв все более явный и ни к чему хорошему не приведет.
Возьмем, для примера, ЕГЭ по математике. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов «дал характеристику проведенного в 2014 году ЕГЭ, средний тестовый балл которого, оказался в общем ниже уровня 2013. Кравцов объяснил такие показатели снижением уровня коррупции в системе образования». Ну хорошо, С. Кравцов нашел объяснение падению качества образования, хотя независимые эксперты и тогда указывали на стремительную деградацию образования и, в целом, снижение интеллектуального уровня учащихся.
Его же мнение относительно ЕГЭ по математике в этом году. «Никаких утечек контрольных измерительных материалов до экзамена в сети Интернет не было. Для нас важно, чтобы все выпускники находились в равных условиях, могли продемонстрировать свои знания и на основе этих знаний поступили в вузы — и мы этой цели достигли». Как видим, экзамен признан максимально объективным и коррупция побеждена за год.
Что касается качества, С.Кравцов отметил: «… в этом году средний тестовый балл на экзамене вырос более чем на три балла». И называет результаты экзамена великим переломом.
Теперь обратимся к независимой оценке. Доктор физико-математических наук Иванов А.В. в своей статье подробно анализирует результаты «единого» ЕГЭ по математике 2014 года и профильного ЕГЭ за 2015 год. «…даже поверхностный взгляд на таблицу результатов ЕГЭ по математике свидетельствует о существенном уменьшении доли тех, кто хоть в какой-то мере знает предмет». Далее, от поверхностного взгляда он переходит к более серьезным обоснованиям и своими расчетами показывает, что мнимый прирост баллов дает совсем другая технология подсчета, и, на самом деле, результаты стали хуже, а задания проще. Стобальников стало меньше, хотя в 2015 году получить 100 баллов можно было даже при наличии грубых ошибок. «Из 694 тыс. выпускников профильный ЕГЭ (для поступления в вуз) сдавали 560 тыс. Из них 290 тыс. писали ещё и базовый экзамен, т. е. сдавали ДВА ЕГЭ по математике (помните мантру: «ЕГЭ освободил школьника от необходимости сдавать два экзамена…»). Это значит, что всего 270 тыс. школьников (39%) были уверены, что их знаний математики будет достаточно для преодоления барьера двойки на профильном экзамене. Остальные решили подстраховаться на базовом уровне, примитивное содержание которого ещё 10 лет назад любой школьник и учитель восприняли бы как прямое оскорбление себе лично. Такова оценка нынешними школьниками своих собственных знаний». Далее Иванов утверждает, что, по сути, наша национальная математическая образовательная традиция разрушена.
Кульбиты чиновников с освоением технологий нужных результатов впечатляют. Да и кто им может помешать? Рособрнадзор составляет задания для экзаменов, он же сам проводит ЕГЭ, он же после экзамена определяет шкалу пересчета. И потом сам себя оценивает. Пока у нас не появится независимая оценка качества образования — на бумаге всегда будет нужный результат чиновникам от образования, а по факту — катастрофа.