Вербное воскресенье
За неделю до Пасхи, в воскресенье, мы каждый год празднуем Вход Господень в Иерусалим. Приближался праздник еврейской Пасхи, когда в Иерусалим собиралось много народа помолиться в храме. Иисус тоже пошел после воскрешения Лазаря, пребывавшего в оковах смерти четыре дня. Этим чудом Спаситель засвидетельствовал перед всем человечеством Свое Божественное всемогущество и всем дал заверение в общем воскресении из мертвых, которым закончится история нашего человечества. Толпы народа вышли встречать Иисуса.
«Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге; народ же восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!»( Мф.21,8-9). Народ встречал своего Царя. Устали израильтяне от римской оккупации. Хотелось им не только свободы, но и восстановления их былой славы и мирового владычества. Многовековая духовная мечта о Мессии, Спасителе и Избавителе от царящего над миром греха и смерти, приобрела политическую окраску, революционный дух. Мечта о политической победе, о внешнем могуществе и силе разбилась о скалу Божественной кротости, которую Мессия нёс в этот мир. Пройдет всего несколько дней, и из этой же толпы многие явятся к Пилату с воплем: «Распни, распни Его!» (Ин. 19,6).
Приникая умом и сердцем к этой цепи событий, окружавших страдания и крестную смерть Спасителя, думая о предательстве Иуды, об измене Петра, о малодушии апостолов, о жестокости римских воинов, о терновом венце, оплевании, ранах, побоях, о пригвождении ко Кресту, о равнодушной издевающейся толпе, мы склонны думать о вине других. О вине современников этих событий. Мы бы этого не сделали. Так ли это? Каждый наш грех и нарушение заповедей Божиих не уподобляет ли нас распинателям Христа?
Время всегда связано с «воспоминаниями», которым мы так любим предаваться. Но если наш церковный опыт будет ограничиваться только благочестивыми «воспоминаниями», в нем будет отсутствовать нечто чрезвычайно важное.
Церковь — не просто человеческая организация. Церковь – Божественный организм, Тело Христово. В Церкви продолжается тайна Воплощения и Жизни Христа в мире «настоящего», «будущего». Прошлое легко становится настоящим. Так Христовой искупительной жертвой нам было возвращено нами утраченное и вновь грядущее Царство Божие и будущая вечная жизнь.
Жизнь в Церкви есть постоянная и подлинная победа над временем. В Церкви исчезают понятия «прошлого», которое, по вечности своей природы, является и настоящим и будущим.
Нет в мире ничего более прекрасного и глубокого, чем православные богослужения Страстной седмицы и Пасхи. В эти дни каждый православный храм наполняется особой атмосферой мистического предчувствия. Ощущение чистоты – внутренней и внешней, ощущение грядущих событий, все соединяется в изумительное чувство приближения к тайне. Важно ощутить и пережить эти события, всей своей душой сострадая Христу, чтобы вместе с ним и совоскреснуть в Его Воскресении, и всем сердцем возрадоваться в дивном пасхальном ликовании: «Христос Воскресе!»
Подготовил священник Василий Бирюков.