Четверг
28 марта
2024
  °C

Анатомия манипуляции: формирование антисемейных мифов

Разберёмся с мифом о 14 тысячах убитых мужьями женщин
19.11.2016 19:04
Автор: РВС
Анатомия манипуляции: формирование антисемейных мифов
Анатомия манипуляции: формирование антисемейных мифов
Разберёмся с мифом о 14 тысячах убитых мужьями женщин

Уже много лет нам регулярно рассказывают, что уровень домашнего насилия в России зашкаливает за все мыслимые пределы, что в зоне риска как минимум 25% семей.

В последние годы этот формировавшийся долгое время негативный информационный фон начали конвертировать во вполне конкретные законодательные инициативы. Последний пример — «закон о шлепках», он же «закон о запрете на воспитание».

Необходимость тотального контроля над семьёй ювеналы обосновывают, ссылаясь на якобы имеющую место печальную статистику. Значит, нужно в этой статистике разобраться, отделить факты от мифов, и предъявить факты обществу.

Чтобы понять, что такое негативный образ российской семьи, достаточно заглянуть в «Википедию». Например, ещё 2 августа 2016 года раздел «статистика» статьи «Домашнее насилие» выглядел так: «Как отмечают эксперты, статистика по домашнему насилию в России фрагментарна, труднодоступна, а зачастую попросту отсутствует[2]. Однако по имеющимся официальным данным МВД России на 2008 год[25], насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвертой российской семье; две трети умышленных убийств обусловлены семейно-бытовыми мотивами; ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких; до 40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. В то же время, по данным Российского статистического ежегодника в 2008 году в результате преступных посягательств погибло 11 тысяч женщин и 35 тысяч мужчин[26]».

Очевидно, что цифра 14 тысяч (столько женщин якобы убито близкими людьми) противоречит цифре 11 тысяч (всего убито женщин за этот же год). При этом число 11 тысяч — из официальной сводки, размещенной на сайте Госстата, а 14 тысяч — взяты из интервью некого госчиновника (о нем ниже). Вскоре, однако, противоречие разрешилось: в октябре 2016 года официальная цифра 11 тысяч просто бесследно исчезла из статьи!

«Википедия» ссылается на два источника: Резолюция круглого стола на тему: «Влияние насилия в семье на здоровье женщин и детей» от 20 сентября 2012 г. Комитета Госудумы по охране здоровья; Ни закона, ни справедливости: Насилие в отношении женщин в России // Под ред. Марины Писклаковой-Паркер и Андрея Синельникова. — М.: Эслан, 2010 г. (доклад подготовлен Национальной независимой комиссией по правам женщин и насилию в отношении женщин, основанной в 2008 году на базе Национального центра по предотвращению насилия «Анна»).

Резолюция в свою очередь ссылается на три публикации: интервью и. о. начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерала-лейтенанта милиции М. Артамошкина (2008 г.), интервью министра общественной безопасности Пермского края И. Орлова (2008 г.) и работу М. Пропастиной «Социологическое исследование актуальности проблемы насилия женщин г. Магнитогорска» (2007 г.).

Разберём все три источника по очереди. Артамошкин — этот тот самый госчиновник, заявивших о 14 тысячах убитых женщин. Он действительно называет такую цифру, хотя она противоречит официальной статистике МВД за тот же год.

И. Орлов в своём интервью утверждает, что в Пермском крае «более 70 % убийств совершается на бытовой почве, раскрывается порядка 80 % таких преступлений». Ну и причём здесь семья? Если много убийств на бытовой почве, это же не говорит о том, что все они происходят в семьях. Пьяная драка подгулявшей компании — это, безусловно, быт, но какое отношение она имеет к семье? Стремление приравнять «бытовое» и «семейное» — типичный пример манипуляции.

Научный же статус исследования М. Пропастиной вызывает большие вопросы. Во-первых, опубликовано оно не в научном журнале, а в сборнике трудов межрегиональной конференции «Инновации в системе профилактики семейного неблагополучия», прошедшей в Челябинске в апреле 2007 года. Такого рода конференции проходят в разных регионах постоянно. Принять участие и, соответственно, попасть в список трудов может, в принципе, кто угодно. Во-вторых, исследование, сделанное на материале Магнитогорска, никак не может претендовать на статус общероссийского.

Начав знакомиться с докладом центра «Анна», вторым источником «Википедии», мы обнаруживаем, что значительная часть резолюции Госдумы (прежде всего, раздел, посвящённый статистике, но и не только), просто слово в слово копирует этот доклад.

Коротко о том, что представляет собой центр «Анна». Национальный центр по предотвращению насилия «Анна» существует в России с 1993 года. Первоначально он функционировал как кризисный центр для женщин, пострадавших от насилия. Со временем ЦПН «Анна» постепенно трансформировался в ресурсо-тренинговый центр для НПО, работающих в семейной сфере. На сегодняшний день «Анна» оказывает разного рода поддержку сети из 150 российских общественных и государственных организаций.

Основная деятельность центра на настоящий момент: разработка образовательных программ и организация обучающих семинаров для представителей общественных организаций, медицинских и социальных сотрудников, сотрудников МВД, судей, прокуроров (в России и ближнем зарубежье).

В международный совет Центра «Анна» попечителей входят: Марина Писклакова-Паркер («Анна», Россия); Лиза Хоффман (Фонд принцессы Дианы, США); Джилл Блонски (Фонд «Семейное дерево», Великобритания); Мартина Ванденберг (юрист, США); Роза Логар («Женщины против насилия в Европе», Австрия); Марина Малышева (Московский центр гендерных исследований, Россия).

Деятельность центра «Анна» есть наглядная иллюстрация того, как различные НПО постепенно трансформируют наше общество. Сеть небольших организаций в регионах постепенно меняет общественное мнение, налаживает контакты с органами власти, проводит исследования.

Сеть создаёт «факты», «факты» собираются в крупные исследования. Их результаты начинают обсуждать, проводить круглые столы (как, например, упоминавшийся выше круглый стол в комитете Госдумы), что придаёт полученным сомнительным данным легитимность. Получившие легитимность исследования вновь внедряются в общественное сознание (через ту же «Википедию»). На их основе разрабатываются рекомендации по изменению законодательства, которые затем превращаются в регулирующие нашу жизнь законы.

В основе же всей схемы лежит лживая статистика.

Разберёмся с мифом о 14 тысячах убитых мужьями женщин. На примере этого мифа можно наглядно показать, какую потрясающую наглость и недобросовестность проявляют его распространители. Достаточно открыть сайт государственной статистики и посмотреть, сколько всего было убито женщин в том или ином году. Так, например, Артамошкин говорит о 14 тысячах в начале 2008 года. Но за 2007 год всего (не только мужьями) было убито 13,3 тыс. женщин. Центр «Анна» говорит о 14 тысячах в 2010 году, когда было убито уже 8,7 тыс. женщин.

Чтобы разоблачить остальные мифы, понадобится доступ к статистике МВД. Если к статистике МВД добавить данные о количестве семей, то легко рассчитать процент семей, в которых имеет место насилие (над женщинами, детьми, супругами), а также какой процент преступлений в отношении каждой из перечисленных категорий лиц приходится на семью. В левой графе (см. таблицу в конце) приведён фактический результат, в правой — миф.

Первое, что бросается в глаза, потрясающее несоответствие абсолютного количества семей, в которых есть пострадавшие от насилия, соответствующему мифу. Пострадавшие есть в 0,125 % семей, ни о каких 25 % (каждый четвёртый) не идёт и речи.

Следует отметить, что даже такой маленький процент — это многие тысячи случаев, потому нельзя сказать, что проблемы домашнего насилия вообще не существует. Однако налицо вопиющие несоответствие реальности и навязываемого нам мифа.

В то же время законы в семейной сфере принимаются исходя из картины, в которой таких семей не 0,125 %, а 25 % или даже 70 %. Вдумайтесь — с обществом обращаются так, как будто оно сплошь состоит из маргиналов.

Но ведь российское общество даже близко не такое! Тем не менее, под контроль его ставят, причём, как именно ставить под контроль, напрямую диктуют «западные партнёры». Это беспрецедентное унижение нашего народа, на которое должен быть дан ответ.

(По материалам Межрегиональной конференции РВС в Красноярске 29.10.2016)

Галерея:

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить