Пятница
26 апреля
2024
  °C

Неприкосновенность частной жизни и «семейно-бытовое насилие»

Многие положения законопроекта носят «инквизиторский» характер
14.11.2016 15:05
Автор: РВС
Неприкосновенность частной жизни и «семейно-бытовое насилие»
Неприкосновенность частной жизни и «семейно-бытовое насилие»
Многие положения законопроекта носят «инквизиторский» характер

28 сентября 2016 года в Госдуму РФ  был внесен  законопроект под №1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» (далее – законопроект о профилактике), который фактически криминализирует бытовые, семейные отношения близких людей, допускает вторжение государства в нашу личную сферу, что нарушает конституционные права наших граждан. Межличностные отношения супругов и членов семьи, семейные конфликты, правила взаимного поведения в браке по сути предлагается поставить под тотальный контроль государства, которое будет односторонне диктовать гражданам как именно они должны вести себя друг с другом.

В частности указывается, что семейно-бытовое насилие может совершаться в форме физического, сексуального, психологического и экономического. Причем под физическим насилием предлагается понимать и действия, причинившие физическую боль, но не причинившие никакого вреда здоровью и даже лишь попытки такого насилия (см. п. 4 ст. 3).

В сущности, под предлагаемое понятие семейно-бытового насилия подпадают любые семейные скандалы, сопровождающиеся оскорблениями или угрозами, любые физические наказания детей в качестве меры воспитания (шлепки, подзатыльники, резкие одергивания и т. д.) и даже выполнение работы по дому или в огороде (уборка в доме, сбор урожая в огороде и т. д.).

Многие положения законопроекта, в сущности, носят «инквизиторский» характер, поскольку предлагают считать «нарушителями» лиц, вина которых не доказана в установленном законом порядке, т. е. с отступлением от конституционного принципа презумпции невиновности.

Ранее председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин заявлял, что «нельзя, в противоречии с базовыми ценностными и морально-этическими установками социального большинства, правовыми мерами поддерживать те тенденции трансформаций «нравственного закона внутри нас», которые социальное большинство категорически отвергает». 

В этой связи следует упомянуть о результатах масштабного соцопроса, проведенного социологическим агентством АКСИО, по результатам которого более 87 % граждан России ответили, что любые крупные изменения семейного законодательства необходимо осуществлять только посредством всенародного референдума. Народ России убедительно доказал свою приверженность идеалам демократии, остается вопрос — насколько этим идеалам соответствуют наши вновь избранные парламентарии?

Так что же принесла такая «борьба» с домашним насилием, например, в США?

Наличие подобного закона в США не только не повлияло на процент так называемых «домашних» насильственных преступлений в общей структуре насильственной преступности, но в последнее время показывает обратный результат. Данные Минюста США с 2001 по 2010 год дают общее снижение процента насильственных преступлений при сохранении на одном и том же уровне насильственных домашних преступлений. По американской практике известно, что судьи выдают защитные предписания при простом намеке на домашние проблемы (См. «If you got any hint whatsoever there’s a problem, sign the restraining order» // Judicial Training, 1995, p. 14.). Это установка системы. Судьи думают лишь о том, что отказ в выдаче предписания при возникновении последующих домашних проблем, приведет к негативной оценке их работы.

Исследования, проведенные в Массачусетс в 1994 году, показали, что 50% предписаний выдано на основании простых предположений о возможном насилии либо при наличии «страхов» (см. Young, Cathy (1999). «The Abuse of Restraining Orders».The Boston Globe).

Вот несколько типовых отзывов об этом законе американцев:

«Все, что сделал этот закон для меня — это 100%-ное недоверие Правительству. То, что они делают — это криминал. Так много невиновных людей преследуются из-за этого дурного закона»;

«Приюты от домашнего насилия, адвокаты, суды молятся на Ваше имущество. Имущество, которое включает Ваших детей и Ваши жизни…»

 Вывод:

Согласно ст.1 Семейного кодекса РФ, «семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, …недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».

Однако законопроект о профилактике семейно-бытового насилия способствует вмешательству третьих лиц в дела любой семьи, препятствует примирению членов семьи (путем навязывания ограничений общения). Соответственно, проект идет вразрез с принципами семейного права.

С учетом изложенного законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия» должен быть отклонен.

(По материалам доклада к.ю.н. К. Чепрасова  на межрегиональной конференции РВС в Красноярске 29 октября 2016 г. и статьи А. Швабауэр «Кому нужны законы, противоречащие Конституции и Семейному кодексу РФ?») 

 

 

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить