Пятница
29 марта
2024
  °C

О противодействии коррупции

Прокуратура Бердска разъясняет
Старший помощник прокурора Бердска Юлия Золотарева
Старший помощник прокурора Бердска Юлия Золотарева
Прокуратура Бердска разъясняет

Международный день борьбы с коррупцией провозглашен генеральной Ассамблеей ООО и отмечается ежегодно 9 декабря. В этот день государства – члены ООН информируют общественность о мерах по противодействию коррупции.

Сегодня бердская прокуратура разъясняет жителям города нормы закона «О противодействии коррупции».

Основным документом в сфере противодействия коррупции является Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».

Этим же законом дано определение коррупции, под которой, в широком смысле поднимается использование своего служебного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения имущественных и неимущественных выгод для себя или для третьих лиц.

В 2016 году прокуратурой города в ходе проведения проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции выявлено 67 нарушений, 2 незаконных нормативно-правовых акта, внесено 13 представлений. По результатам проверок 9 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокурора 3 лица — к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ к штрафу, также возбуждено 1 уголовное дело в отношении председателя ТСЖ по факту хищения денежных средств товарищества.

Наиболее часто встречающиеся коррупционные нарушения:

  1. Издание нормативно – правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

В результате анализа коррупциогенных факторов установлено, что коррупциогенные акты наделяли правоприменителей широкими дискреционными полномочиями (отсутствие или неопределенность сроков, условий и т.д.), содержали неопределенные, двусмысленные формулировки диспозиций правовых норм, предъявляли завышенные требования к гражданам и организациям, что не исключало возможности нарушения их прав. Некоторые правовые акты были приняты за пределами компетенции, предоставленной муниципальному органу.

Например, установление в муниципальных актах перечня документов для получения земельного участка сверх того, что предусмотрено федеральным законодательством.

В настоящее время законодатель идет по пути минимизации затрат со стороны граждан и юридических лиц в плане сбора документов. Органам власти предлагается самостоятельно добывать те или иные документы в общедоступных базах (например, выписки из ЕГРЮЛ).

  1. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность служащего может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.

К таким ситуациям можно отнести, например, факты замещения должностей близкими родственниками при наличии непосредственной подчиненности и подконтрольности.

Заключение контрактов для государственных или муниципальных нужд с организациями, возглавляемыми родственниками или знакомыми руководителя муниципального учреждения.

Получение подарков или иных благ (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность служащего, от физических лиц и/или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции управления.

Законом предусмотрена обязанность служащего принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов, а также уведомлять работодателя о возможности возникновения такого конфликта.

Обязанность по предотвращению или урегулированию конфликта интересов возлагается на работодателя (изменение должностных обязанностей, отстранение от исполнения обязанностей).

Непринятие мер по предотвращению конфликта интересов лицом, являющимся стороной такого конфликта, является основанием для увольнения.

  1. Несообщение о склонении к совершению коррупционных правонарушений.

Служащие обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Закон определил, что уведомление о фактах склонения его или других служащих является обязанностью служащего.

Неисполнение такой обязанности влечет увольнение или применение иных видов дисциплинарного наказания.

Типичными примерами являются: предложение устроить ребенка в образовательное учреждение за плату или за предоставление иных благ; предоставление жилого помещения в нарушение очередности и.т.д.

4. Гражданин – бывший служащий, чья должность включена в соответствующий перечень, в течении двух лет после увольнения имеет право работать по трудовому или гражданско – правовому договорам только с согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Несообщение бывшим служащим новому работодателю сведений о последнем месте своей службы.

Неисполнение указанных обязанностей являются основанием для расторжения трудового или гражданско-правового договора.

В свою очередь, работодатель при заключении трудового или гражданско – правового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими, должности которых предусмотрены соответствующими перечнями, в течении двух лет после их увольнения обязан в 10 дневный срок сообщить о заключении такого договора по последнему месту его службы.

За неисполнение обязанности КоАП предусмотрена административная ответственность.

  1. Непредставление или представление недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах.

В соответствии с требованиями законодательства некоторые служащие в установленные сроки обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю).

Невыполнение обязанности по представлению указанных сведений, является правонарушением, влекущим увольнение с работы.

Примеры

Так, проверками проведенными прокуратурой города в названной сфере выявлены следующие нарушения:

— один из директоров муниципального учреждения в справке о своих доходах и имуществе дважды указал недвижимое имущество — квартиру, как собственность в одном разделе и как объект, находящийся в пользовании, в другом разделе;

— представление муниципальными служащими недостоверных сведений о доходах супругов: одним служащим в сведениях о доходах супруга не  указаны выплаты ФСС РФ, другим — доход от продажи мужем доли в общей долевой собственности квартиры;

— одним из служащих  в сведениях об имуществе не указан дом, находящийся в собственности.

По выявленным фактам приняты меры прокурорского реагирования.

6. Нарушение запретов, установленных для служащих (занятие предпринимательской деятельностью, получение в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), использование в неслужебных целях информации, средств материально – технического и информационного обеспечения и т.д.).

Основания увольнения в связи с утратой доверия государственных и муниципальных служащих:

1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления лицом предпринимательской деятельности.

Старший помощник прокурора, младший советник юстиции Ю.А. Золотарева

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить