Интересная биология: теория плюс практика
Комиссия Законодательного Собрания Новосибирской области по экологии поддержала инициативу студентов педагогического университета по организации летней зоологической школы.
Вопрос о студенческих инициативах, представленных в рамках заседания круглого стола «Экоинициативы в проектах обучающейся молодежи» II Региональной научно-практической экологической конференции «Зеленые мосты», состоявшейся 15 мая 2024 года в Новосибирске, включен в повестку заседания по предложению депутата Дениса Субботина. Об этом проинформировал депутатов на заседании комиссии Законодательного Собрания по экологии заместитель председателя комиссии Ярослав Фролов.
«Если акцентировать внимание на результатах ЕГЭ и приводить официальные данные Рособрнадзора, то мы увидим, что школьники 11 классов набирают по биологии минимальные баллы. Количество абитуриентов, которые сдают биологию, катастрофически падает. Это не просто факт, это тенденция», – подчеркнул в своем докладе научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН, доцент кафедры биологии и экологии Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук, научный руководитель Артем Рябинин. Он рассказал, что студенты педуниверситета реализуют ряд программ биологической и экологической направленности, один из проектов – летняя зоологическая школа. В рамках этого проекта для молодежи от 14 до 20 лет будут организовывать образовательные лекции и практические занятия по биологии и зоологии. Ключевые партнеры проекта – образовательные, научные, школьные учреждения.
Депутат Денис Субботин прокомментировал, что на конференции «Зеленые мосты» было представлено несколько студенческих проектов по экологии. «Идея в том, что для более эффективной реализации нужны деньги, – сказал парламентарий. – Возникла идея, чтобы поддержать один из проектов письмом от Заксобрания. Важно, что инициатива идет снизу, от студентов, и она полезная, у нас дети сосну от кедра не отличают! Может быть, и в дальнейшем нам нужно продолжить говорить о проектах в рамках экологического воспитания и образования, чтобы понимать, какие методы нарабатываются, какие могут быть внедрены в практику преподавания».
По информации депутата Ильгизы Лотфуллиной, в 10-11 классах урок биологии идет по одному часу в неделю. Поэтому и предмет этот для сдачи ЕГЭ школьники выбирают редко, и общий уровень знаний недостаточен. Недостаточно техническое обеспечение процесса преподавания. И еще на одну проблему обратила внимание парламентарий: «Нужны кадры. Нет таких людей, которые могли бы заинтересовать ребенка биологией. Поэтому надо создавать выездные школы, такие как «Кванториум». Ведь когда в деревнях один учитель ведет биологию, химию и еще что-то, сложно решить вопрос заинтересованности детей в получении дополнительных знаний».
Теорию нужно соединить с практикой, выразил позицию депутат Александр Барсуков: «Иначе проект не достигнет цели. Одной этой инициативы недостаточно, нужно мыслить более масштабно».
Итог обсуждению подвел Ярослав Фролов: комиссия составит письмо поддержки, чтобы проект по созданию летней зоологической школы был поддержан федеральными средства и реализован в Новосибирской области. «Этот проект явился неким стартовым в обсуждении насущных вопросов экологического образования, – дополнил он. – Цель в том, чтобы, по сути, дать ребятам возможность изучать биологию – а это такой широкий термин, куда входит и зоология, и анатомия, и экология – масштабнее, чем в рамках школьной программы. И подкреплять знания практикой, причем практикой интересной. Это повысит заинтересованность школьников в изучении биологии, ведь этот предмет является базовым для целого ряда профессий, в том числе и врачебных специальностей. Этот проект преследует в том числе и цели профориентации молодежи».