Искусственный интеллект против транспортных пробок
На заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике обсудили внедрение интеллектуальной транспортной системы в Новосибирской агломерации.
С докладом перед региональными парламентариями выступил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. По его словам, интеллектуальная транспортная система (ИТС) нужна для повышения эффективности и безопасности транспортных сетей, ее важнейшие подсистемы – светофорное управление и динамическая транспортная модель, мониторинг параметров транспортных потоков.
«В рамках реализации государственных контрактов на создание ИТС Новосибирской агломерации в 2022-2023 годах были выполнены работы на сумму 411 миллионов рублей, – пояснил министр. – В период 2024-2026 годов планируется обеспечить выполнение на 500 миллионов рублей, в том числе 96,2 миллиона рублей направим в 2024 году».
В 2023 году в Новосибирской области завершился этап создания регионального сегмента ИТС. На основе полученных данных с детекторов транспорта был протестирован адаптивный режим управления на загруженном транспортном узле. Тестирование адаптивного режима светофорных объектов проходило 19 июля на ряде объектов. Было отмечено за четыре часа теста, что пропускная способность улицы Большевистской, например, при движении в сторону центра по всем полосам возросла на 27 процентов.
Заместитель председателя комитета Елена Тырина напомнила, что ранее речь шла о том, в 2024 году система ИТС в Новосибирской агломерации достигнет второго уровня зрелости. Анатолий Костылевский ответил, что теперь это в планах 2025 года.
Председатель комитета Валерий Ильенко отметил, что в этом году на улице Большевистской стало заметно меньше пробок. «Но, конечно, мы с внедрением интеллектуальной транспортной системы отстаем, если говорить в масштабах Российской Федерации, в сравнении с другими регионами, – заметил глава комитета. – Тем не менее, все намеченное на 2023 год – финансирование, планы – выполнено. Убежден, что и в 2024 году будет так».
Валерий Ильенко добавил, что комитет обратился к Минтрансу региона с просьбой провести выездное заседание комитета. Так депутаты лично увидят работу интеллектуальной транспортной системы, убедятся в целесообразности ее внедрения.
Депутат Виталий Новосёлов напомнил: «Октябрьский и Димитровский мосты частично перекрыли одновременно. Автомобилисты жалуются, что проехать невозможно. Ладно бы перекрыли, но еще и дорожное полотно мостов в плачевном состоянии. Можно ли эту умную систему применить на подъездах к мостам, чтобы люди могли беспрепятственно переезжать с одного берега Оби на другой?» Исполняющий обязанности мэра Новосибирска Олег Клемешов ответил, что ИТС в данной ситуации не применить, поскольку фактически речь идет об искусственном сужении дороги.
Комитет рекомендовал Министерству транспорта Новосибирской области ежеквартально информировать депутатов о ходе работ по внедрению ИТС. «Во многих регионах уже внедрена интеллектуальная транспортная система, – резюмировал Валерий Ильенко. – Она нам очень нужна, крайне востребована. Эта система включает в себя и светофоры, и средства фото- и видеофиксации, и весовой контроль, и разметку, и пешеходные переходы. Плановые мероприятия 2023 года, по информации министра, были выполнены, и в 2024 году также будут выполнены. А проект организации дорожного движения – часть этой работы: мы должны все улицы города Новосибирска, их более полутора тысяч километров, поставить на учет, получить паспорта».