°C

Магазин в селе – объект социальный

308 отдаленных сел региона торговыми услугами не обеспечены
Фото Законодательного собрания НСО
308 отдаленных сел региона торговыми услугами не обеспечены

308 отдаленных сел региона торговыми услугами не обеспечены, прозвучало на выездном заседании Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов.

Данные статистики привела председатель Совета депутатов Краснозерского района Надежда Бабусенко. В 1258 отдаленных селах региона проживает более 370 тысяч человек. Стационарная торговля организована в 788 селах, выездная торговля – в 162 (в 35 из них – организациями районных потребительских обществ).

«К сожалению, практически во всех районах области торговля не осуществляется автолавками, обеспеченными современным оборудованием, в том числе кассовыми аппаратами, считывающими маркировку товаров. Таких современных автолавок в области только три —  в Венгеровском, Каргатском, Коченевском районах. В более чем 300 сёлах, это почти четверть отдалённых поселений, жители, не обеспечены торговыми услугами. Магазины закрыты, отсутствует организованная выездная торговля, отделение почтовой связи. Большинство таких поселений (79%) с численностью жителей менее 50 человек.  А в общем, в отдалённых сёлах, которые не обеспечены организованными торговыми услугами, проживает около 10 тысяч человек, наибольшая доля такого населения – в Болотнинском, Чулымском, Баганском районах. Более того, к концу текущего года планируется закрытие стационарных торговых точек ещё в 19 населённых пунктах, из них 14 магазинов Райпо», – проинформировала Надежда Бабусенко.

Председатель Совета Новосибирского областного союза потребительских обществ Станислав Липский выразил уверенность, что проблему удастся решить, «правда, с определенными затратами».

Среди мер, которые могли бы помочь в сложившейся ситуации, на заседании Совета были названы субсидии хозяйствующим субъектам из областного бюджета на компенсацию расходов по приобретению современных автолавок. А также компенсация в полном размере транспортных расходов по доставке в отдаленные села товаров первой необходимости. Действующий на сегодня размер данного вида господдержки (до 500 тыс. рублей) компенсирует низкий процент транспортных расходов, считают участники обсуждения.

И.о. министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Денис Рягузов сообщил, что с 2011 года программа субсидирования доставки товаров в отдаленные населенные пункты свыше 11 километра не единожды корректировалась, сумма возмещения затрат предпринимателям увеличилась с 150 до 500 тысяч рублей, а количество возможного получения такой субсидии на одного получателя увеличилось с 2 до 3 раз в год. То есть в целом максимально предприниматель может получить полтора миллиона.

И.о. министра предложил рассмотреть возможность реализации программ на муниципальном уровне: «Обеспечение граждан является полномочием муниципальных образований. Примеры положительные есть. В частности, в Венгеровском районе, в Сузунском районе в рамках муниципальной программы поддержки торговли в отдаленных населенных пунктах, где вообще отсутствует торговля. Затраты не такие большие – 200-300 тысяч рублей».

«Вопрос очень значимый, – подчеркнул остроту проблемы депутат Законодательного Собрания Игорь Умербаев. – Это не столько и не только проблема предпринимателей и бизнеса. Это социальная проблема, соответственно, муниципалитета и органов государственной власти. Есть разные решения в данной ситуации. Но вот хочется, чтобы не получалось так: сперва магазин закрыли, а потом начали решать проблему. Если понятно, что не тянет магазин, тогда заранее надо готовить резервный вариант».

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников проанализировал оба предложения, прозвучавших в ходе обсуждения проблемы торгового обеспечения отдаленных сел: «Первое – об увеличении субсидии в рамках действующей программы – абсолютно понятно. Оно в рамках отработанной системы, когда все прозрачно, честно, конкурентно, как потребкооперация может участвовать, так и частники. Наверное, имеет смысл ещё раз посмотреть на суммы, может быть, действительно инфляционные процессы обогнали индексацию, которую мы проводили. Что касается принципиально нового направления – субсидирования приобретения автомобилей-автолавок – здесь проработка потребуется более серьёзная. По сути дела, предлагается вкладываться в собственность негосударственных организаций, что, в любом случае, как бы не совсем правильно».

Председательствующий – спикер регионального парламента Андрей Шимкив призвал участвующих в заседании глав поселений и районных советов депутатов включиться в поиск решения. «Самый простой вариант –  дотацию дайте. Хотелось, чтобы вы на муниципальном уровне тоже взялись за решение проблемы. Предлагаем министерству отработать варианты и вынести их на рассмотрение Губернатора. Есть необходимость – профильный комитет готов подключиться», – заверил Андрей Шимкив.

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить