Магазин в селе – объект социальный
308 отдаленных сел региона торговыми услугами не обеспечены, прозвучало на выездном заседании Совета по взаимодействию Законодательного Собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов.
Данные статистики привела председатель Совета депутатов Краснозерского района Надежда Бабусенко. В 1258 отдаленных селах региона проживает более 370 тысяч человек. Стационарная торговля организована в 788 селах, выездная торговля – в 162 (в 35 из них – организациями районных потребительских обществ).
«К сожалению, практически во всех районах области торговля не осуществляется автолавками, обеспеченными современным оборудованием, в том числе кассовыми аппаратами, считывающими маркировку товаров. Таких современных автолавок в области только три — в Венгеровском, Каргатском, Коченевском районах. В более чем 300 сёлах, это почти четверть отдалённых поселений, жители, не обеспечены торговыми услугами. Магазины закрыты, отсутствует организованная выездная торговля, отделение почтовой связи. Большинство таких поселений (79%) с численностью жителей менее 50 человек. А в общем, в отдалённых сёлах, которые не обеспечены организованными торговыми услугами, проживает около 10 тысяч человек, наибольшая доля такого населения – в Болотнинском, Чулымском, Баганском районах. Более того, к концу текущего года планируется закрытие стационарных торговых точек ещё в 19 населённых пунктах, из них 14 магазинов Райпо», – проинформировала Надежда Бабусенко.
Председатель Совета Новосибирского областного союза потребительских обществ Станислав Липский выразил уверенность, что проблему удастся решить, «правда, с определенными затратами».
Среди мер, которые могли бы помочь в сложившейся ситуации, на заседании Совета были названы субсидии хозяйствующим субъектам из областного бюджета на компенсацию расходов по приобретению современных автолавок. А также компенсация в полном размере транспортных расходов по доставке в отдаленные села товаров первой необходимости. Действующий на сегодня размер данного вида господдержки (до 500 тыс. рублей) компенсирует низкий процент транспортных расходов, считают участники обсуждения.
И.о. министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Денис Рягузов сообщил, что с 2011 года программа субсидирования доставки товаров в отдаленные населенные пункты свыше 11 километра не единожды корректировалась, сумма возмещения затрат предпринимателям увеличилась с 150 до 500 тысяч рублей, а количество возможного получения такой субсидии на одного получателя увеличилось с 2 до 3 раз в год. То есть в целом максимально предприниматель может получить полтора миллиона.
И.о. министра предложил рассмотреть возможность реализации программ на муниципальном уровне: «Обеспечение граждан является полномочием муниципальных образований. Примеры положительные есть. В частности, в Венгеровском районе, в Сузунском районе в рамках муниципальной программы поддержки торговли в отдаленных населенных пунктах, где вообще отсутствует торговля. Затраты не такие большие – 200-300 тысяч рублей».
«Вопрос очень значимый, – подчеркнул остроту проблемы депутат Законодательного Собрания Игорь Умербаев. – Это не столько и не только проблема предпринимателей и бизнеса. Это социальная проблема, соответственно, муниципалитета и органов государственной власти. Есть разные решения в данной ситуации. Но вот хочется, чтобы не получалось так: сперва магазин закрыли, а потом начали решать проблему. Если понятно, что не тянет магазин, тогда заранее надо готовить резервный вариант».
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников проанализировал оба предложения, прозвучавших в ходе обсуждения проблемы торгового обеспечения отдаленных сел: «Первое – об увеличении субсидии в рамках действующей программы – абсолютно понятно. Оно в рамках отработанной системы, когда все прозрачно, честно, конкурентно, как потребкооперация может участвовать, так и частники. Наверное, имеет смысл ещё раз посмотреть на суммы, может быть, действительно инфляционные процессы обогнали индексацию, которую мы проводили. Что касается принципиально нового направления – субсидирования приобретения автомобилей-автолавок – здесь проработка потребуется более серьёзная. По сути дела, предлагается вкладываться в собственность негосударственных организаций, что, в любом случае, как бы не совсем правильно».
Председательствующий – спикер регионального парламента Андрей Шимкив призвал участвующих в заседании глав поселений и районных советов депутатов включиться в поиск решения. «Самый простой вариант – дотацию дайте. Хотелось, чтобы вы на муниципальном уровне тоже взялись за решение проблемы. Предлагаем министерству отработать варианты и вынести их на рассмотрение Губернатора. Есть необходимость – профильный комитет готов подключиться», – заверил Андрей Шимкив.