Не агломерацией единой
При рассмотрении изменений в областной бюджет комитет Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике заявил о необходимости обращать больше внимания на нужды поселений.
Представляя депутатам проект закона «О внесении изменений в Закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко охарактеризовал его как «законопроект, посвященный регулированию и закрытию бюджетом тех задач, которые в прошлом году остались по разным объективным причинам незавершенными». Бюджет по доходам увеличивается до 296,2 миллиардов рублей, по расходам – до 345,8 миллиарда рублей. «Дефицит увеличивается только исходя из уточнения объема переходящих остатков. Заемный дефицит не присутствует», – заметил глава Минфина, подробно пояснив депутатам основные изменения, предлагаемые Правительством в главный финансовый документ области.
Первые в этом году бюджетные коррективы вызвали серьезную дискуссию среди парламентариев.
Депутат Владимир Анисимов обратил внимание коллег, что среди главных распорядителей бюджетных средств есть такие, которые систематически не осваивают выделяемые лимиты. «Ситуация повторяется из года в год. Нет контрактов, нет освоения выделенных финансовых ресурсов. Кому нужна такая экономия, если деньги были направлены на развитие?» Депутат предложил рекомендовать Правительству Новосибирской области принять меры в отношении подобных распорядителей бюджетных средств.
Депутат Александр Барсуков напомнил коллегам о решении комитета направлять неиспользованные средства дорожного фонда на субсидии муниципальным образованиям. «В докладе эти средства отражены и показаны – 2 миллиарда 256 миллионов рублей. Однако сегодня в изменениях в бюджет они отсутствуют». Александр Барсуков с болью говорил о проблеме своего округа – о строительстве бассейна в поселке Коченево. Хотя разработка проектно-сметной документации запланирована в бюджете этого года, уже ясно, что ПСД переносится на 2025 год.
В отношении бассейна депутату ответил Виталий Голубенко: по данным Минстроя, из-за большой загруженности проектных организаций качественно выполнить проектные работы не представляется возможным. По финансированию дорожных работ ситуацию пояснил замминистра транспорта Игорь Миллер: «Переходящий остаток 2023-го года был предусмотрен на дороги областного значения и дороги местного значения муниципальных образований. Именно на эти цели он и направлен. Один миллиард 300 рублей – городу Новосибирску, на уличную дорожную сеть. И 340 миллионов – на сельские муниципальные образование. Оставшаяся часть – 1 млрд 547 млн рублей направлены на достижение показателя нормативного состояния автомобильных дорог в агломерации. Именно этот показатель у нас предусмотрен в итоговом 2024 году, который мы должны достичь», – подчеркнул замминистра.
«Мы все понимаем, что дороги агломерации нужно доводить до нормативного состояния. Но муниципальным образованием катастрофически не хватает средств. Давайте смотреть из других источников», – обозначил позицию депутатов председатель комитета Валерий Ильенко.
В оптимальном использовании дополнительных средств в Новосибирске усомнился депутат Александр Петрович Козлов: «Посмотрел перечень объектов из дополнительного финансирования по дорогам. В Первомайском районе ни одной улицы не запланировано».
«Проблемы агломерации надо решать, но не за счет муниципальных образований, – акцентировал Александр Барсуков. – Идет тенденция к снижению субсидий, которые предусматриваются муниципалитетам. Цифры снижаются в этом году, закладывается снижение на последующие годы. При этом реальная возможность финансирования муниципальных образований есть», – уверен депутат.
Развитие муниципальных образований области сегодня важнейшая задача, поддержал коллегу заместитель председателя комитета Сергей Титков. Депутат поделился своими впечатлениями о ситуации на округе – в Усть-Таркском, Татарском, Чистоозерном районах, а также в соседних – Кыштовском, Венгеровском, Чановском районах. «Просто-напросто люди разъезжаются. Мы теряем там население. Могу привести пример. В Чистоозерном районе в 2015 году проживала 21 тысяча жителей. Сегодня там проживает 12 тысяч человек. Что мы в результате получим? Я обращался к Льву Николаевичу (глава Минэкономразвития), говорил: сделайте анализ – что у нас происходит в этих районах? Что мы строим, что мы развиваем?» Отметив важность сельских территорий, Сергей Титков обратил внимание и на проблемы в развитии транспортной инфраструктуры Новосибирска. «Выделенные в 2023 году на проектирование метро 180 миллионов не освоены. Первый квартал проходит – также никакого движения».
Итог дискуссии подвел Валерий Ильенко: «Солидарен со всеми выступающими. Мы убеждены, что муниципальным образованиям в отношении дорожной отрасли уделяется недостаточно внимания. При этом мы понимаем все цифры и считаем, что тот бюджет, который внесен в Законодательное Собрание и обсуждается сегодня, «ломать» просто-напросто нельзя. Мы уверены: Правительство нас слышит, и те задачи, те предложения, о которых говорят депутаты, будут учтены в следующих поправках к бюджету, которые будут представлены в Законодательное Собрание в июне-июле».