Необходимо менять подходы
Депутаты комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям намерены подготовить ко второму чтению проекта закона об областном бюджете ряд предложений.
Несмотря на недавний детальный доклад о проекте областного бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов на общественных слушаниях, заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко вновь подробно представил проект закона на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям. Глава Минфина отметил сложности формирования бюджета на период 2025-2027 годов в связи с постоянно меняющейся актуальностью данных по прогнозу социально экономического развития, а также изменениями, происходящими в структуре доходной части бюджета. «По итогам 2023 года мы констатировали, что после перенастройки логистических цепочек с запада на восток наша экономика достигла своих предельных производственных возможностей на сегодняшний день. Дефицит трудовых ресурсов, который сегодня достаточно жёстко во всех секторах наблюдается, не выравнивается даже таким существенным, стремительным повышением заработной платы. Несмотря на значительный вес налога на прибыль, он в структуре доходов стал терять свое место, на которое с значительным приростом стал выходить налог на доходы физических лиц», – заметил Виталий Голубенко.
Прирост собственных доходов к ожидаемым показателям 2024 года прогнозируется в 39 млрд рублей, из них большая часть, где-то 29 миллиардов – это совокупный показатель налоговой отдачи от экономики на основе макроэкономических расчетов. Прозвучала и сумма федеральных трансфертов – пока чуть больше 4 млрд рублей. Ко второму чтению, сообщил Виталий Голубенко, эти показатели будут откорректированы. В числе основных принципов формирования расходной части бюджета министр назвал: обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере соразмерно росту МРОТ, продолжение индексации социальных выплат соразмерно индексу потребительских цен, обеспечение нужд в рамках проведения специальной военной операции, завершение объектов с высокой степенью готовности, обеспечение реализации национальных и инфраструктурных проектов.
Сложность бюджета предстоящего года стала темой активного обсуждения. Заместитель председателя комитета Роман Яковлев поднял вопрос о финансировании государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
«У нас с 2020 по 2022 год эта программа была на 3,2 миллиарда рублей. Из них федеральные средства были 2,3 миллиарда рублей. В 2023 году общая сумма программы – 2,2 миллиарда, 2024 год – порядка 1,5 миллиардов. Почему такое падение?» Депутат привел в пример бюджет Омской области, у которой на развитие сельских территорий запланированы гораздо большие суммы.
«У нас есть проблемные объекты незавершенного строительства. Это Баганский бассейн и Сузунская школа», — ответил министр сельского хозяйства области Андрей Шинделов.
Председатель комитета Заксобрания Денис Субботин акцентировал внимание на том, что в проекте областного бюджета по всем госпрограммам, которые курируются комитетом, ситуация сложная: «Госпрограмма «Охрана окружающей среды» 2024 года почти 400 миллионов рублей, проект 2025 года – 241 миллион рублей. Госпрограмма «Развитие лесного хозяйства» 2024 года – 362 миллиона рублей, 2025 год – 166 миллионов рублей. Падение более чем в 2 раза. Программа «Развитие сельского хозяйства, регулирования рынков, сельхозпродукции, сырья и продовольствия» вроде бы рост, но, если внутрь программы посмотреть, весь прирост – на программы ветеринарии. Мероприятия архиважные, но получается, что и здесь роста нет».
Виталий Голубенко подтвердил, что по отдельным госпрограммам имеет место снижение финансирования. «До тех пор, пока у нас налог на прибыль будет отставать в росте, у нас просто не будет ресурсов для того, чтобы увеличивать бюджет развития, – констатировал министр. – На защите бюджета с нашими профильными министерствами мы постарались максимально распределить расходы в эти госпрограммы. Перекрыть самые критические точки». Также Виталий Голубенко пояснил, что ко второму чтению проекта закона о бюджете области будет ясность с ресурсами, направляемыми в регион из федерального бюджета, соответственно между первым и вторым чтением законопроекта «все резервы, которые у нас будут, мы совместно будем обсуждать и распределять».
В продолжение вопроса Денис Субботин попросил озвучить предложения Правительства по поддержке сельхозтоваропроизводителей – в связи со сложными климатическими условиями этого года.
Министр высказал необходимость ввести четко сформулированный критерий, по которому принимать решение по господдержке. «Что это будет – семена, удобрения или какой-то специальный подход нужно определиться. Ввести этот базовый критерий. У нас было решение о введении региональной ЧС из-за природно-климатических условий, что даёт возможность рассматривать вариант решения этой задачи через выделение средств из резервного фонда. Если ресурсов будет не хватать, можем переназначить туда часть ресурсов, которые сегодня у Минсельхоза просто пропадают в конце года. Оцениваю исходя из показателей исполнения бюджета: 500 миллионов по технике еще не роздано, 400 миллионов по удобрениям. Механизм понятен, но важно сначала определить критерии, по которым эту поддержку для хозяйств, попавших в сложную климатическую историю, оказывать».
Депутат Николай Мочалин поинтересовался, почему зарплата бюджетников и меры социальной поддержки индексируются на разную величину, обратил внимание на недофинансирование целого ряда министерств, а также высказал свое несогласие с принципами работы в регионе системы фото-видеофиксации нарушений ПДД. Сейчас, по мнению парламентария, она сильно коммерциализирована: «Как вы можете планировать и пополнять бюджет за счет населения, за счет нарушения ПДД. Это неправильно. Об этом говорил и Президент России, и прокурор области», – напомнил депутат.
Депутаты поддержали решение комитета, озвученные его председателем Денисом Субботиным: согласиться с основными параметрами бюджета и рекомендовать комитету по бюджетной, финансовой экономической политике собственности внести проект закона на рассмотрение сессии. Большинством поддержано предложение: при подготовке проекта областного бюджета ко второму чтению рекомендовать Правительству региона увеличить финансирование госпрограмм развития лесного хозяйства, охраны окружающей среды — до уровня прошлого года. Рассмотреть возможность увеличения субсидий по программе развития сельского хозяйства с учетом сложной погодной и экономической ситуации этого года, а также предусмотреть увеличение расходов на водоотведение в рамках госпрограммы развития жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.