Тепло в домах, когда холодно на улице
По обращениям жителей региона депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области сегодня в ходе информационного часа Правительства обсудили, насколько готова система ЖКХ к работе в условиях низких температур.
В общественную приемную Законодательного Собрания, к депутатам регионального парламента в районах и городских округах поступили в октябре-ноябре 2024 года десятки обращений по поводу теплоснабжения домов и социальных объектов. «Это нормальный живой вопрос, – прокомментировал Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. – Час Правительства, в принципе, традиционно проводится на наших сессиях. Перед сессией мы провели большое общее заседание комитета Законодательного Собрания по строительству с депутатами городского Совета депутатов Новосибирска. Олег Петрович Клемешов доложил ситуацию, мы услышали, что происходит, как будут предупреждать аварии и реагировать на нестандартные ситуации. Все было подробно рассмотрено вплоть до разбора отдельных аварий».
Сегодня в ходе 50-й сессии основным докладчиком по вопросу «О прохождении отопительного периода на территории Новосибирской области 2024/2025 года» выступил заместитель Губернатора региона Олег Клемешов. Он сообщил о подготовке объектов к работе в условиях зимних температур, контроле этого процесса и координации работы со стороны межведомственной комиссии при Министерстве ЖКХ и энергетики Правительства региона. В установленные сроки к отопительному сезону подготовлено 1 113 котельных, 5 422 километра тепловых сетей, 673 ЦТП, 15 525 жилых домов. Текущий запас угля на котельных коммунальных предприятий – 137 тысяч тонн, это обеспечит более полутора месяца работы и составляет 110 процентов от нормативного запаса. Отопительный период начат в период с 15 по 30 сентября – все котельные своевременно запущены в работу, социальные объекты и жилищный фонд подключены к системам теплоснабжения.
В числе ключевых причин возникновения аварий докладчик назвал сверхнормативный износ магистральных теплосетей. Хотя начата реализация инвестиционной программы, с 2022 года идет модернизация системы теплоснабжения города. В условиях аварийных отключений обнаруживается недостаточное взаимодействие между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями, обостряется проблема отсутствия необходимых сил и средств для восстановительных работ.
По устранению аварий со стороны областных и городских властей делается все возможное, выразил точку зрения депутат Яков Новоселов. Однако, парламентарий акцентировал внимание на ситуации в Ленинском районе Новосибирска: «Снова на улице Троллейной порыв, снова раскопали на улице Котовского. Нет параметров на ЦТП. Понятно, что эти «раскопки» и качество подачи тепла никак не относятся к управляющим компаниям. То есть, Правительство и мэрия работают, управляющие компании вообще не влияют на ЦТП и трубопроводы… В чем причина?»
Депутат Роман Яковлев подчеркнул: «Сейчас нам озвучили колоссальные цифры по износу теплосетевого хозяйства. Но ведь десятилетиями выкачивалась прибыль из труб жизнедеятельности города с минимальными вложениями. Это как раз и есть, на мой взгляд, самая главная причина того, что мы видим сегодня. Кардинально изменить ситуацию может только национализация энергосистем и сферы ЖКХ в Новосибирской области. Потому что цель получения максимальной прибыли в этой сфере ставить недопустимо. Считаю, что государственные формы собственности должны быть начиная от источника питания и по всей магистрали – вплоть до заведения тепла в дом, в квартиру. Это также решит проблему, о которой было сказано сегодня, – недостаток взаимодействия. Убежден, что пыл и аппетиты тех, кто пытается извлекать в коммунальной сфере максимальные прибыли, необходимо умерить».
Мнение о необходимости разработки среднесрочной программы по повышению надежности и устойчивости энергосистемы в Новосибирской области высказал депутат Владимир Анисимов. Он назвал комплекс проблем. Во-первых, большой износ не только у тепловых сетей, но и возраст некоторых ТЭЦ приближается к столетнему юбилею. У практически четвертой части теплообменного оборудования низкий КПД. Как в «большой энергетике», так и в управляющих компаниях аварийные бригады недостаточно укомплектованы и оснащены. Уровень координации между ресурсоснабжающими и эксплуатационными организациями недостаточен. Квалификация инженерно-технических работников низкая. «Ситуация требует не констатации существующего положения, – подчеркнул он, – требуются системные превентивные меры по выходу энергосистемы на надёжную, устойчивую работу».
Председатель комитета регионального парламента по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Олег Подойма отметил: «Длительность устранения аварий носит не только технический, но и организационный характер. Явной проблемой остаётся нехватка кадров. Считаю, что только строгий контроль со стороны администрации городов и районов за своевременностью и качеством подготовки служб к отопительному периоду и выполнением работ по теплоснабжению объектов социального назначения и жилых домов позволит принять превентивные меры с целью недопущения аварийных ситуаций».
Олег Подойма заострил внимание на сложности информационного взаимодействия потребителей и ресурсоснабжающих организаций. Депутатам поступают жалобы от населения, что невозможно дозвониться по телефону единой дежурно-диспетчерской службы 051, поступающие сигналы не всегда оперативно доходят до заинтересованных служб. «Необходимо откорректировать систему информирования, – отметил парламентарий. – И продолжить работу на базе подразделений Сибирской теплосбытовой компании по реализации пилотного проекта по созданию общего колл-центра по работе с потребителями. В любом случае ни один звонок, ни одно сообщение не должно оставаться без ответа».