Пятница
26 апреля
2024
  °C

Бердский мост: весна прошлого века. 109 лет назад по мосту прошел первый поезд

Как в 1914 году строили железнодорожный мост в Бердске - документальная история
27.03.2024 09:03
Игорь Степанов
Михаил Ильич Евдокимов-Рокотовский
Михаил Ильич Евдокимов-Рокотовский
Как в 1914 году строили железнодорожный мост в Бердске - документальная история

27 марта 1915 года можно считать датой открытия железнодорожного моста через реку Бердь по линии Алтайской железной дороги – именно в этот день по нему прошёл первый поезд. Его вёл лёгкий паровоз весом 36 тонн, при этом событии присутствовали помощник главного инженера и начальник мостостроительного участка.

Через десять лет после сооружения Бердского моста старший инженер того строительства Михаил Ильич Евдокимов-Рокотовский (в будущем — учёный-строитель, профессор Сибстрина, кавалер ордена Ленина) поделился своими воспоминаниями о ходе работ, в котором были и драматические моменты.

Река Бердь пересекалась Алтайской железной дорогой на 33-ей версте от Новониколаевска, на расстоянии 7 верст от впадения в Обь, в 720 саженях выше по течению мельницы Горохова с деревянной плотиной. При изысканьях было решено, что опоры моста расположатся на берегах, а отверстие моста будет размером в 40 сажень.

Работы по сооружению моста возможно было производить в двух вариантах: при горизонте воды, подпёртом плотиной, или же при спущенной воде. Во втором случае производство работ значительно упрощалось.

Но владелец мельницы [видимо, Сергей Горохов] на спуск воды не согласился, и было решено строить опоры моста в открытых опускных колодцах с откачкой воды. Для их устройства в конце октября 1913 года были отсыпаны земляные острова.

Работы начались в январе 1914 года, но насосы не смогли понизить уровень воды в колодцах из-за высокой водопроницаемости грунта. Поэтому было принято решение использовать закрытые колодцы (кессоны).

Правобережный (Новониколаевский) кессон был опущен на необходимую глубину к 18 мая 1914 года, с левобережным (Барнаульским) случилось осложнение. В начале марта 1914 года его подмыли подземные ключи, затем в половодье кессон наклонился, и сдвинулся в сторону. После безуспешных попыток выравнивания было решено взорвать его динамитом, и поставить новый. Взрывы не дали исчерпывающих результатов, и остатки кессона пришлось разбирать вручную. Всё же к концу лета новый левобережный кессон встал на проектную отметку.

Кладка опор моста была завершена в октябре 1914 года, сборка ферм моста производилась зимой 1915 года. 25 марта на опоры была опущена ферма, и 27 марта через мост, уже стоявший без усиленных подмостей, прошёл технологический поезд. Позже он сделал ещё два рейса — 30-го марта и 5-го апреля 1915 года.

Перед проходом поезда основная масса деталей моста была уже склёпана, но некоторые ещё оставались на болтах — в результате были деформированы левый и правый раскосы фермы моста. Впоследствии они были выправлены с помощью домкратов, клиньев, ваг и пр., после чего поставлены на новые заклёпки с добавлением дополнительных элементов жёсткости (диафрагм).

Дальнейших деформаций в ходе эксплуатации моста замечено не было.

Источник: Евдокимов-Рокотовский М. И. Сооружение моста через реку Бердь на линии Алтайской железной дороги. Научно-технический журнал «Вестник сибирских инженеров»: — 1925. — Т. V, № 6, стр. 35-46

Автор материала  Игорь Степанов

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить