Бывший вице-мэр Новосибирска возглавил КБУ Бердска
Александр Кожин — ставленник правительства НСО (видео)
Один из родственников Александра Кожина, живущий в Петрозаводске, написал книгу, описав весь их большой астраханский казачий род, начиная с 1776 года. Про Александра Кожина в книге есть одна строчка – уехал в Сибирь.
В Сибири Александр Кожин оказался в 1986 году после распределения из вуза. Попал в институт Сибакадемпроект, где проработал 10 лет проектировщиком – от инженера до начальника отдела теплоэнергетики, занимавшегося проектированием атомных станций.
В 1996 году получил предложение пойти работать в мэрию города Новосибирска. Сначала был там заместителем председателя, а затем председателем комитета по энергетике.
В 2002 году был назначен директором МУП «Энергия». Это предприятие приблизительно такое же, как МУП «КБУ» в Бердске, только в масштабах города Новосибирска. Если годовой оборот КБУ составляет около 700 млн рублей, то у МУП «Энергия» в тот момент, когда там работал Кожин, годовой оборот был равен 1,5 млрд рублей. Сейчас приблизительно в 10 раз больше.
У МУП «Энергия» тогда была задолженность в размере 1,5 млрд рублей, которую Кожин и команда довели до 270 млн рублей. После чего приняли участие в проекте по организации «Новосибирскгортеплоэнерго» — единственного на тот момент в стране предприятия. Второе такое впоследствии создали на республиканском уровне в Татарстане. Это предприятие объединило муниципальные сети и сети компании Новосибирскэнерго. «Новосибирскгортеплоэнерго», где Кожин был генеральным директором, действует до сих пор.
В 2010 году его пригласили на должность замдиректора, затем директора департамента, а затем заместителем мэра города Новосибирска. Там он работал до конца 2011 года.
По окончании контракта он ушел работать в крупнейшую новосибирскую строительную компанию – в концерн «Сибирь», гендиректором которого является Валерий Червов. В «Сибири» возглавил департамент энергетики и ЖКХ, создал два предприятия – генерации тепла и сетевое.
Интервью с Александром Кожиным
С 18 декабря 2013 года года и.о. главы Бердска Андрей Михайлов заключил контракт с Александром Кожиным, приняв того на должность директора главного бердского ресурсоснабжающего предприятия – МУП «Комбинат бытовых услуг».
Эту работу Кожину предложил вице-губернатор Новосибирской области Андрей Ксензов, являющийся официальным куратором Бердска.
— Может я бы и сейчас там (в концерне «Сибирь», — прим. ред.) работал, но вдруг за неделю до отпуска получил предложение возглавить МУП «КБУ» Бердска. Это было предложение, от которого я не смог отказаться, — говорит Александр Кожин.
— Чем вам показалось интересно это предложение?
— Ничем не показалось. Просто когда вам предлагает первый заместитель главы администрации Новосибирской области и говорит, что вы должны туда идти, то вы берете и идете. Вот и все.
— Что и на каких условиях вам пообещали взамен?
— Мне ничего не пообещали взамен. Более того – у Червова моя зарплата была 300 тысяч рублей, а здесь у меня зарплата 100 тысяч. Я, может, еще социалистическими понятиями руководствуюсь, но если партия сказала: «Надо», то комсомол ответил: «Есть!». Это как было, так и есть. Я всегда этим руководствовался и продолжаю руководствоваться.
— На горячий фронт?
— Да. Я человек команды. Я выполняю условия, которые мне поставили.
— Вы партийный?
— Я член партии «Единая Россия» и всегда ношу при себе партбилет.
— Вам поставили на должности директора МУП КБУ Бердска определенные задачи? Сроки?
— Сроков как таковых нет. Но понятно, что компания (КБУ) находится в предбанкротном состоянии. Долгов достаточно много. Без помощи со стороны области эти долги – их около 400 млн рублей — не развести. Можно банкротить КБУ, можно не банкротить. Но даже если будет банкротство муниципального КБУ, то это – не те долги, которые кто-то мог бы простить. Газпром – не та организация, которая «прощает долги». То же самое Горводоканал. Варианты выходов есть.
— Вам поставлена задача разъединить предприятие по видам производственной деятельности?
— Это – вторая задача. Но поставлена она мне или нет, я в данное время руководитель предприятия, и я должен выполнять федеральное законодательство. А по федеральному закону генерация тепловой энергии и ее транспортировка должны осуществляться разными предприятиями, между которыми должен быть заключен договор оказания услуг и оплаты потерь.
— В Бердске ранее и была такая схема. Но предприятие было консолидировано.
— Не знаю, почему. В Новосибирске это разъединено еще в 2004 году. Любая тепловая деятельность – это регулируемая государством деятельность.
— У бердчан есть обеспокоенность, что при передаче местного водоканала Новосибирску город теряет определенную самостоятельность.
— Новосибирский Горводоканал – не акционерное общество, и находится он не в Америке. Это – муниципальное унитарное предприятие. Сети, которые есть у Горводоканала, не его собственность, они находятся в хозведении. При передаче бердского водоканала вы не дарите сети, вы передаете их в хозяйственное ведение. При этом имущество остается муниципальным. И не важно, кто его эксплуатирует – КБУ или Горводоканал. При любой передаче в хозведение в договоре прописываются условия, выгодные муниципалитету, являющемуся собственником данного имущества. Если Горводоканал когда-то захочет акционироваться, он будет обязан вывести из своего хозведения сети города Бердска.
В чем суть сегодняшних долгов? Если все имущество находится в одних руках, то у этой организации единый тариф для всех: Новосибирска, Оби, Бердска. Если внедряется вторая эксплуатирующая организация – КБУ, то она накручивает свои затраты на транспортировку воды и стоков, и тариф должен быть выше. Но тариф для населения не может быть завышен. Поэтому автоматически КБУ становится планово-убыточным предприятием.
— Каковы ваши планы по подготовке концессионного соглашения по передаче сетей?
— С 2015 года муниципальные организации по закону не должны заниматься теплоснабжением. Но о концессии пока говорить очень рано – этот процесс очень длительный. Любой концессионер обязан за время концессии полностью восстановить имущественный комплекс и привести в такое состояние, как будто его вчера построили.
Прежде, чем заключать концессионное соглашение, надо будет сделать программу реконструкции и технического перевооружения всего имущественного комплекса. Из затрат, которые нужны на реконструкцию, и вытекает срок концессионного соглашения. Я делал расчет концессии для 21 котельной города Новосибирска. У меня получился 1,5 млрд рублей объем необходимых вложений. Срок концессии — 15 лет.
После того, как в Бердске будут составлены программы реконструкции тех же сетей, необходимо определиться с источником концессии. А он бывает только один – амортизация. Здесь, в КБУ, амортизация занижена и составляет всего 8 млн рублей в год. За такую сумму вы ничего не концессионируете и не восстановите. Выход один – переоценка имущества, создание новой имущественной стоимости.
— Накрутить стоимость старого имущественного комплекса?
— Да, накрутить стоимость и за счет амортизационных отчислений восстанавливать имущество. Я никогда не поверю в тот размер тепловых потерь, о которых говорят в Бердске. По одной простой причине: проедьте по Бердску и посмотрите – у вас хотя бы один колодец парит? Такого я не видел, а два дня езжу. И проедьте по Новосибирску, где официальные тепловые потери 18,1%, а неофициальные – 14%. Все потери в Новосибирске подтверждены испытаниями потерь, проводимыми раз в пять лет. Самые большие тепловые потери – 12,7% — от ТЭЦ-5 до ул. Холодильной, где протяженность теплотрассы более 30 км. Где в Бердске такие теплотрассы?
— Дайте оценку проекту перспективам строительства в Бердске локальных газовых котельных и потенциальному отказу от услуг ТГК-1.
— В виде эксперимента можно пойти на такую схему, тем более что она утверждена властью Бердска. Лично я за совокупность, за комбинированный режим теплоснабжения. Такую схему и предполагается внедрить. Вариант абсолютной децентрализация теплоснабжения не очень хороший: что будет после того, как построят около 60 котельных, чтобы «закрыть» город, и они через 20 лет станут такими же старыми? Сейчас это – один источник, и там сосредоточены все усилия. И — 60 источников, которые непонятно у кого будут через 20 лет.
— Вы будете внедрять в Бердске какие-то новшества?
— Это не нужно. Я не собираюсь придумывать что-то новое и экстраординарное. Просто внедрю тут схему, которая отработана и показала жизнеспособность в Новосибирске. Моя задача разобраться с долгами, подготовиться к возможной концессии. Управляющие компании должны передать все платежи напрямую в ресурсоснабжающие организации. В Новосибирске это сделано еще в 1995 году. И там понятие «задолженность» как таковое отсутствует. Есть долги населения перед поставщиком. Но работа с населением – это уже дело поставщика.
— Следует ли ожидать кадровых перестановок?
— Коллектив здесь сложившийся. Ему здесь просто на руководителей не везло. Частая смена руководства не позволила здесь внедрить то, что хотели. После того, как я стал здесь директором, любой человек из «Новосибирскгортеплоэнерго» готов сюда хоть завтра прийти работать. Можно менеджеров компании сюда привести, но я не буду этого делать.
— Вы планируете осмотреть имущественный комплекс КБУ?
— Да. На следующей неделе пройду по всем котельным, чтобы оценить их состояние. Я привык, чтобы в котельных было чисто и очень чисто. Затем посещу водозаборы и ГНС.
Доктор экономических наук Александр Кожин также отметил, что намерен добиться четкого исполнения закона о теплоснабжении в городе Бердске.
Справка Бердск-онлайн
За последние четыре года смена директоров муниципального «Комбината бытовых услуг», отвечающего за жизнеобеспечение Бердска и являющегося одним из крупнейших городских предприятий, произошла уже в шестой раз.
Сначала — до создания объединенного предприятия — им руководил Николай Леванов. Его уволил бывший мэр Бердска Александр Терепа.
Объединение КБУ произошло при Олеге Ставицком, уволенном с должности за отсутствие диплома о высшем образовании.
На смену Ставицкому пришел Дмитрий Кожемякин, которого в числе первых в городе уволил в 2011 году едва вступивший в должность мэр Бердска Илья Потапов.
Новый градоначальник снова пригласил на должность директора КБУ Николая Леванова, а через 1 год 9 месяцев практически в один день уволил того за долги перед газовиками.
Директором был назначен самовыдвиженец Александр Рыбак, который руководил МУП КБУ ровно 8 месяцев и в данное время остается советником директора предприятия.
С 18 декабря 2013 года директором МУП КБУ является Александр Кожин.