Дети блокадного Ленинграда рассказали, как грели руки об осколки снарядов
Полный зал городского Дома культуры собрал сегодня, 27 января, в День снятия блокады Ленинграда, специальный открытый урок для учащихся и всех неравнодушных бердчан.
Перед началом мероприятия каждому посетителю вручалась «фронтовая пайка»: 125 грамм черного хлеба. Работникам в 1944 году выдавали по 250 граммов хлеба, а членам их семей и детям давали лишь по 125 грамм – рядовую норму, которую надо было растянуть на сутки.
К каждому куску сегодня прилагалась удивившая многих юных гостей памятка с двумя рецептами, по которым пекли хлеб в те тяжелые времена. В одном варианте хлопковый жмых, вытряски из мешков, мышиный помет и обойная пыль соседствуют с ржаной и кукурузной мукой. Во втором варианте на 50% дефектной муки брали солод, отруби, жмых и целлюлозу. На вопрос – по этим ли рецептам испечен раздаваемый хлеб, организаторы акции «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» — волонтеры бердского корпуса – признаются: пока не рискнули угощать гостей такими ингредиентами. Непривычного вкуса серые ломти испекли специально для этого дня на Бердском хлебокомбинате, использовав особый рецепт: 50% ржаной муки и 50% отрубей. Но, возможно, по словам координатора бердского волонтерского корпуса Маргариты Гизатулиной, в будущем состав будет несколько приближен к истинному.
Открытый урок провела учитель высшей категории Елена Лигостаева из школы №2 «Спектр». С замиранием сердца дети и взрослые слушали о тех 900 днях смерти во Вторую мировую войну, когда изолированный Ленинград был зажат фашистами и не желал сдавать свои позиции.
Елена Лигостаева рассказала, что 128 тысяч человек приехали в Новосибирскую область после снятия блокады, оттуда, из Ленинграда, перевезли 50 предприятий, заводов, учреждений культуры и музеи, театры. Талантливых специалистов эвакуировали в том числе и в Академгородок, что помогло сохранить и развить региональный потенциал Сибири.
Одна из выступающих – Татьяна Васильевна Аникина, родилась в Ленинграде и уже пошла в первый класс, когда наступили военные события. Ее сестра-девятиклассница с одноклассниками были бойцами ПВО – сбрасывали с крыш зажигательные бомбы, которые падали на дома. Когда родители не брали детей с собой, Татьяна Аникина оставалась одна в холодной квартире и, забываясь и коротая время, читала Стендаля.
— Представьте, голодный ребенок читает, как нанизывается масло на шпагу…Мне становилось легче, — говорит блокадница.
Она вспоминает, как женщины брали детей и вставали на оборонительные рубежи, а дети после бомбежек собирали теплые осколки снарядов и грели о них руки.
— Постоянно хотелось есть: голод – это страшно, — рассказывает блокадница о ценности хлеба в то время. Однажды к ним домой пришла соседка, увидела корочку хлеба и попросила отдать ей краюшку. Тогда еще маленькая Танюша вручила хлеб женщине.
— Та сняла с пальца золотое кольцо и отдала мне: вот настолько ценился хлеб, — вспоминает пенсионерка.
По ее словам, когда прорвали блокаду, все узники шли к Петропавловской крепости, обнимались и плакали
Спикер горсовета Бердска Валерий Бадьин пожелал молодежи воспользоваться уникальностью и прикоснуться к уходящему поколению, ведь пока есть живые свидетели той трагедии – жива история.
— Это русских дух нашего народа: когда тяжело, мы встаем плечом к плечу. Тогда мы непобедимы, — уверен Бадьин. – В Ленинграде еще живет 100 тысяч блокадников: пока не похоронили последнего солдата – война продолжается!
Справка:
Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тыс. человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, а остальные 97% умерли от голода.
Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м.
На камнях высечены строки пережившей блокаду поэтессы Ольги Берггольц:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.