Как за рыбалку получить штраф в 10 тысяч? В Бердске проводят профилактические рейды на нарушителей правил рыбной ловли
Вчера, 21 октября, на акватории Бердска транспортная полиция совместно с Росгвардией провели профилактические мероприятия по предотвращению правонарушений и преступлений в сфере охраны водных биологических ресурсов.
Говоря простыми словами, проводился профилактический рейд на рыбаков-нарушителей, которые не соблюдают правила рыбной ловли, тем самым нанося ущерб природе. В рейде принимали участие старший инспектор группы охраны общественного порядка ЛО МВД России в речном порту Новосибирска старший лейтенант полиции Сергей Гацко и командир катера полиции специализированной группы по охране общественного порядка Бердского Линейного пункта полиции ЛО МВД России в речном порту Новосибирска прапорщик полиции Сергей Михайлович Максименко.
Для начала, транспортные полицейские объяснили, в чём заключаются такие «профилактические рейды»
Рыбу можно добывать от 33 сантиметров. Попадается мельче – нужно отпустить. Если человек этого не делает, то совершает правонарушение в сфере правил рыболовства.
Некоторые берут «мелочь». Поэтому когда мы подъезжаем с сотрудниками «Рыбохраны», то беседуем с человеком, просим рыбака «похвастаться» своим уловом. После чего замеряем рыбу, если она меньше допустимого, то составляем протокол.
Как правило, вернуть такую рыбу обратно в воду уже нельзя – она снулая. Такое возможно только если человек только снял рыбу с крючка. Но если рыба лежит в мешке, в рюкзаке, холодильнике – значит человек её уже присвоил.
-Если рыбак снял с крючка при сотруднике охраны, посмотрел и отпускает, то это другой разговор – объясняет Сергей Павлович.
После составления протокола улов нарушителю всё равно не достанется – его изымут и уничтожат.
-Её никто не будет в рефрижераторе везти, такого просто не предусмотрено. Поэтому да, просто уничтожают, — говорит полицейский.
Но большинство граждан добропорядочные и не берут «молодняк». Но всё равно на акватории водохранилища это основное нарушение – добыча молодняка судака, леща и чебака.
По орудию ловли чаще нарушителей ловят в вечернее и ночное время. К запрещённым орудиям относят: сети, самоловы (багрящее орудие лова), которые ставят на осетровые виды рыбы, электроудочки, динамит и химические вещества, хотя последние встречаются реже. Конечно, основное орудие, которое обнаруживают – сети. Причём в России, при наличии разрешения, можно ловить нейлоновыми сетями, а вот лесочными –нет. Поэтому если человека задержали, обнаружили у него сеть, то нейлоновую оставят, а сеть из лески – изымут.
Случаются ситуации, когда нарушителя преследуют. Увидев сотрудников транспортной полиции, рыбаки выбрасывают улов или запрещенное орудие лова, поэтому фактически предъявить им нечего.
— Иногда преследуем нарушителя, по воде, по берегу. А когда поймаем, то предъявить уже и не чего, хотя сотрудники всё видели. Но выходит ситуация: наше слово против его. Глаза к делу не пришьешь, — рассказывает майор полиции Ирина Павлик.
Тут на выручку к сотрудникам приходит видеофиксация. И не простая: на высоте 200 метров над землёй парит белый аэростат. Издалека даже не понятно, что за точка в небе, однако это – видеокамера, которая прикреплена к дирижаблю. Она способна передавать видео высочайшего качества на расстоянии 5 километров в обзоре 360 градусов.
Все материалы, которые снимаются этой камерой, могут быть использованы против нарушителя в суде. И тут уже не получится выбросить за борт улики – проступок уже зафиксирован.
На земле этим аэростатом управляют сотрудники Росгвардии. Специально обученные специалисты запускают, поднимают и контролируют движения аппарата.
Подъемная сила аэростата – 64 килограмма. Устанавливается специальная площадка, на которую крепят камеру. Эта конструкция весом около 16 килограмм. Вся подготовка занимает около часа – конечно, дольше, чем запуск дрона, но у аэростата есть ряд преимуществ. Одно из них – длительность применения. Он может летать почти месяц, если его не спускать (зависит от количества газа внутри). Заряда камеры хватает на 8-10 часов, после чего аэростат достаточно спустить и заменить заряд камеры.
Все изображения в высоком разрешении передаются на монитор, который установлен в автомобиле. Специалист, который наблюдает за происходящим, может увидеть нарушение на расстоянии и сообщить сотрудникам транспортной полиции, которые, в свою очередь, подъедут к месту нарушения, выпишут протокол.
Такая практика уже активно используется в нескольких подразделениях. Например, ГИБДД с помощью такой камеры патрулируют трассы. Камера позволяет достаточно четко увидеть номер машины или лодки, лицо водителя.
Пока Ирина отрабатывает работу аэростатом, Сергей Павлович отправляется в очередной профилактический рейд.
Акватория бердского водохранилища выбрана не случайно – в погожий день рыбаков здесь немало, можно насчитать больше пятнадцати лодок.
— Мы примерно ориентируемся, где клёв есть. Там и проводим рейды.
Подъезжаем на лодке к рыбакам. Ловят на спининг, крючка два (разрешено не больше 10). Улова сегодня нет – клюёт плохо, а мелочёвку, как и положено по закону, отпускают.
— Здравствуйте, сотрудник транспортной полиции лейтенант Сергей Павлович Гацко. Похвастаетесь уловом? – спрашивает Сергей Павлович.
— Да был бы улов. Не клюёт сегодня, — отвечает рыбак.
— О правилах знаете? О минимально допустимом размере осведомлены? – интересуется полицейский.
— Знаем, конечно. От рыла до хвоста, 33 сантиметра. У меня на холодильнике зарубка есть, только я его сегодня не взял. Да я и на глаз всё знаю, мелочь не беру.
— Хорошего вам клёва, до свидания, — прощается полицейский.
Плашка для измерения минимального размера рыбы есть у некоторых рыбаков. Кто-то просто делает зарубки на удочках или бортах лодки.
В следующей лодке улов есть. Да и какой – четыре рыбки, две из которых совсем небольшие. Ведро с «неправильными» судаками передают рыбинспектору. Он замеряет и определяет размер – всего 23 см. Начинается оформление протокола.
В это время нарушитель пытается вырвать ведро у инспектора и выпустить рыбу.
— Да отпустите её, если надо! Я такую обычно не беру, эта просто сильно заглотила, уже не отпустишь. Мне она тоже не сильно-то нужна. Сдерёте с меня сейчас за две рыбы всю пенсию, — сокрушается рыбак.
Но правила есть правила. Этот улов обойдётся бердчанину почти в 10 тысяч рублей.
— Если человек положил рыбу в ведро, значит, он её в уже присвоил. Неважно, что он с ней собирался сделать, пожарить, кошке скормить, продать или выбросить – факт правонарушения уже есть, — выписывая протокол, объясняет Сергей Павлович. Конечно, такие происшествия оставляют неприятное ощущение. Но если ко всем относиться снисходительно, прощать мелкие нарушения и закрывать глаза, то цель – сохранить рыбный запас региона, не будет достигнута никогда.
Лодка и спиннинг остаются нарушителю, их не изымают.
На других лодках происходит оживление: кто-то поспешно сворачивает снасти, кто-то просто с интересом наблюдает, а кто-то пытается незаметно выбросить свой незаконный улов.
— К сожалению, так и происходит. Пока одного оформляешь, другие успевают всё поправить или скрыться. В этом видеокамера и должна помочь, — говорит транспортный полицейский.
Такие меры необходимы. Ведь молодняк, который вылавливают рыбаки, ещё не оставил потомства. Ловить его – наносить непоправимый ущерб биоресурсам области.