Нет замены. Изучают географию без учителя 5-классники в школе Бердска
— Мам, у нас сегодня опять было ИЗО вместо географии, — эту фразу бердчанка Регина Иманова последнее время часто слышит от дочери. Девочка учится в 5-м классе школы №10. Она, как и ещё около полусотни пятиклассников, вынуждена изучать географию самостоятельно.
Перешли на «заочку»
Не только Иманова, но и другие родители учеников двух 5-х классов возмущены ситуацией. Учитель по географии с сентября периодически находится на больничном, но замены ему до сих пор не нашли. Дети получают задания дистанционно. В основном, они заключаются в чтении и конспектировании параграфов учебника. За это ученики и получают оценки, по итогам которых выставляют четвертную отметку.
— Было несколько уроков. В остальных случаях география стояла в расписании, но её не было. Вместо неё ставят ИЗО, — поясняет мама пятиклассницы.
В доказательство своих слов мама предоставила редакции Бердск-Онлайн тетрадь дочки. В ней только пять классных работ: 18 сентября, 4 ноября, 25 декабря, 22 января и 29 января. Домашние работы дети выполняют на листочках и сдают классному руководителю или учителю географии, которая периодически всё же появляется в стенах учебного заведения.
Иманова рассказывает, что задания на дом по географии дети получают редко. Обычно только в конце четверти, когда надо каким-то образом ставить итоговые отметки. Сейчас в классном журнале за третью четверть у всех детей по географии только одна оценка. Поэтому перед весенними каникулами пятиклассникам задали законспектировать несколько параграфов и сдать тетрадки классной. Родителей заверили, что проверит их сама географ.
Несмотря на то, что школьники пока в 5-ом классе, родители с ужасом смотрят в будущее: детям сдавать экзамены, а базовых знаний по предмету нет.
— Ребёнок пришёл после начальной школы и начинает учить новый предмет. Как он может делать это сам? Мы просто не знаем, что делать, — вздыхает Регина Иманова.
Другая мама пятиклассницы, Оксана Смирнова, подтверждает: детям по географии на дом задают читать и конспектировать параграфы из учебника. Отсутствие учителя по этому предмету вскрылось совсем недавно. У дочки Оксаны по географии всегда были только хорошие оценки, поэтому оснований для беспокойств и не было. Но однажды стало заметно, что вместо географии слишком часто ставят ИЗО.
Мама ещё одной пятиклассницы – Татьяна Леонтьева – тоже только недавно узнала, что географию её дочь изучает фактически заочно. При этом родителей никто не уведомлял о болезни учителя и сложившейся ситуации, пока они сами не стали задавать резонные вопросы.
— Дети не получают знания по географии. У них и интереса к этому предмету нет! Страшно от того, что предмет не усвоен, а сейчас уже конец третьей четверти. Это какая нагрузка будет у детей к концу года? Нужно изучить географию от корки до корки, либо будет просто неуспеваемость по предмету! – ужасается мама, которая уже рассматривает возможность заниматься с репетитором. – Предмет достаточно сложный. Его нужно объяснять ребёнку. Не каждый родитель сможет это сделать!
Родители обратились с жалобой в управление образования. Там ясно дали понять, что дети не должны изучать предмет без учителя, но посоветовали сначала решить проблемный вопрос с директором.
Дефицит географов
Директор школы №10 Виктор Мысак рассказал сайту Бердск-Онлайн, что родители к нему не обращались, но объяснил, почему пятиклассники вынуждены изучать географию только по учебнику. Он подтвердил, что учитель по этому предмету действительно в течение года несколько раз уходила на больничный из-за серьёзных проблем со здоровьем. Последний раз она вынужденно покинула стены школы 12 февраля.
Расторгнуть трудовой договор с работником из-за его состояния здоровья нельзя – нет законных оснований. Другого специалиста нет. Количество часов географии в школе мало. Географ по штатному расписанию только один. То есть, страдают не только пятиклассники, но и остальные ученики.
— Я могу только найти временную подмену. Но её нет. Учитель географии в школе один. Открыть новую вакансию я не имею права, так как штатный сотрудник у нас есть, просто он находится на больничном. По трудовому законодательству это так. Проблему закрываем внутренними резервами: дистанционно даём задание, на дому учитель проверяет письменные задания, понимая, что замены ей нет. Как-то выкручиваемся, — говорит Виктор Мысак.
Директор признаёт: кадровый вопрос сегодня стоит остро, и не только в школе №10, а по всему городу. Специалистов не хватает. Власти рекомендуют школам: выращивайте свои кадры, направляйте своих выпускников в пединституты. Позиция верная, размышляет Виктор Александрович. Но в силу того, что престиж профессии учителя в последнее время сильно понизился, немногие стремятся стать педагогами.
До 2015 года решить проблему с заболевшим учителем было проще. К примеру, если учитель преподавал немецкий язык, но хорошо знал ещё и английский, ему позволяли быть учителем на замену. Сейчас существует закон, который не позволяет допускать к преподаванию предмета того учителя, который не имеет соответствующего профильного образования. В школе №10, к сожалению, нет учителей с образованием географа.
— Я – учитель истории, но очень хорошо знаю географию, и могу её преподавать. И раньше я вёл экономическую географию у старших классов – в силу своей подготовки и уровня знаний. Сейчас я не имею на это права. Потому что по образованию я — историк. Я должен либо пройти профессиональную подготовку, либо получить второе образование, — приводит пример Виктор Александрович. — Если бы у меня было два географа, мы бы решили этот вопрос. Привлечь учителя со стороны? Его надо устраивать. А свободной вакансии нет. Юридически нет возможности привлечь человека к работе.
Виктор Мысак не уменьшает серьёзности проблемы. И подчёркивает, что руководство школы делает всё возможное, чтобы её решить.
УО проведёт проверку
Пока готовился этот материал, классный руководитель уведомил в родительском чате, что директор и завуч в начале апреля проведут родительское собрание и ответят на все вопросы мам и пап.
Кроме того, родителей заверили, что «двойки» за четверть не будет ни у кого. А если она у кого-то и намечается, то аттестацию за третью четверть перенесут на более позднее время.
Руководитель управления образования и молодёжной политики Жанна Тузова прокомментировала сайту Бердск-Онлайн, что она уже в курсе обращения родителей учеников школы №10. Будет инициирована проверка:
— В любом случае, будем разбираться в ситуации. Создадим комиссию, выясним наличие предметников, если нет — причины отсутствия. Выясним, какие действия предпринимает руководитель. В конце работы выдадим рекомендации руководству школы и будем действовать по ситуации. Но сначала её нужно внимательно изучить.
Сайт Бердск-Онлайн будет следить за развитием событий.