Огнетушитель дореволюционного производства нашли грибники в Бердске
Жительница Бердска Ольга Акулинина рассказала читателям Бердск-Онлайн о своей необычной находке.
Недавно мы ездили за опятами в лес недалеко от Нового посёлка. Среди грибных мест наткнулись на свалку стекла, в которой были старинные бутылки, советские банки, бесчисленные осколки. Там же лежал странный предмет, внешне напоминающий керосинку: уж очень похожа перфорация на стальной детали — как классический фитиледержатель с поддувом воздуха.
Но постойте, почему ёмкость такая высокая, неустойчивая? И туда нужен длинный фитиль, а с ним лампа будет плохо светить, когда керосина мало. Обычно делались низенькие широкие ёмкости под керосин — и короткого фитиля хватает, и лампа устойчиво стоит. Стекло раздуто совсем не декоративно: донышко не выровнено, стенки неравномерные и довольно тонкие. Странно для керосиновой лампы.
Дома сделали снимок, чтобы поискать подобные предметы в сети «по фото». К нашему удивлению обнаружили, что никакая это не лампа. На весь интернет только одна ссылка на такой же экспонат в экспозиции Мурманского исторического зала пожарно-технической выставки: это огнетушитель дореволюционного производства! Так называемая «ручная граната» для тушения пожара.
И никакой это не фитиледержатель — это пробка-подставка. Отверстия — для декора и продевания скобы\шнура на случай подвесного хранения. При пожаре колбу хватали и натурально — как гранату — швыряли в самое пламя, стараясь разбить.
Старинные огнетушители этого типа наполняли тетрахлоруглеродом (он же тетрахлорметан, он же Фреон-10 и Хладон-10) Попадая в пламя, эта тяжёлая густая жидкость сильно поглощала жар, распадаясь при этом на углерод и четыре атома хлора. А мы знаем, что хлор очень активен: он тут же вступает в реакцию со всеми нестойкими водород-содержащими молекулами, образуя негорючие соединения. К сожалению, при очень высоких температурах получалось немалое количество побочного продукта — высокотоксичного фосгена. Этот жуткий боевой газ привёл ко множеству случаев отравления пожарных и необученных гражданских, тушивших пожары подобными огнетушителями, особенно в помещениях. От тетрахлорметана отказались.
Как сильный, но малотоксичный растворитель масел\жиров он ещё довольно долго использовался в химчистках, но и в этой отрасли нашлись более эффективные и безопасные замены.
Последний раз мы встречались с тетрахлорметаном в конце девяностых годов — многие помнят красивые лампы с «жидкой лавой» в колбе. Как тяжёлое вещество, тетрахлорметан там был в смеси с воском и получалось, что причудливая цветная жидкость оказывалась в невесомости в воде, не смешиваясь с нею: всплывать воску не давал тот самый тетрахлорметан.
Найденный огнетушитель, к счастью, оказался пустой.
У нас в планах отреставрировать этот огнетушитель. Красивые отверстия восстановить инкрустацией: латунные фрагменты вставить на места утраченных стальных, затем полностью облудить металлическую часть.
Опасным тетрахлорметаном наполнять, пожалуй, не будем. Попробуем залить внутрь крепкий раствор тяжёлой магнезии «английской соли» или хлористого цинка. Для достоверной имитации литр жидкости должен весить почти кило шестьсот.
Надеемся, что нам удастся разыскать материалы по этому виду огнетушителей: ближайшие надежды — встретить иллюстрированное описание в энциклопедии Мартенса начала XX века, далее будем спрашивать бывалых пожарных, и наконец, всезнающую ГПНТБ. Без этого мы не выясним, как выглядела пробка и как её восстановить — от неё не осталось вообще ничего: ни намёка.
Если среди читателей есть обладатели сведений о таких огнетушителях — особенно иллюстрированных — очень просим поделиться.