Ольга Шульдинер-Сивякова: «Умение видеть кадр – это не дар, а насмотренность»
Бердский фотограф Ольга Шульдинер-Сивякова работает в разных жанрах и подходит к своей работе творчески. Она хорошо известна читателям сайта Бердск-Онлайн по завораживающим съемкам грозы, звездопадов, метеоритных дождей, солнечного затмения и многих других природных явлений. Также ее глазами — на ее фотоснимках мы видели запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблём «Союз МС-15» на борту с космодрома Байконур. Проводит фотоохоту на природе. И не только!
Ольга, как настоящий энтузиаст, щедро делится знаниями и личным опытом, рассказывая в комментариях к своим снимках о том, как правильно настроить фотокамеру вашего смартфона для, к примеру, невероятной съемки звездного неба или молнии.
Сегодня фотограф Ольга Шульдинер-Сивякова гость редакции сайта Бердск-Онлайн.
– Почему вы решили стать фотографом?
– Сложный вопрос. Всё как-то само сложилось. С детства завораживал этот алхимический процесс: проявка плёнки в темноте, отпечатывание на фотоувеличителе при свете красной лампы, сушка, глянцевание. Мой папа Геннадий Петрович фотографировал нашу семью, какие-то вещи доверял сделать нам с братом. В подростковом возрасте у меня была плёночная мыльница, на которую фотографировались с друзьями. Хорошо помню, как, отдыхая в Юбилейном в 2000 году, пошли на берег. Светила полная луна, в воде отражалась дорожка света. Мне очень захотелось снять это, но, как можно догадаться, на мыльницу с одной кнопкой ничего не вышло.
– С чего начался ваш путь фотографа?
– Когда появились первые телефоны с камерой, увлеченно снимала ягодки, цветочки, пейзажи. А зеркалка появилась только в 2008 году Nikon d80 с объективом 18-140. Снимала в основном природу, животных, городские зарисовки, интересовалась репортажной съёмкой. В это время работала техническим аналитиком в IT-компании.
В 2010 году, став мамой, каждый день фотографировала дочь, хотелось заснять каждый момент. В это время стала подбирать объектив для портретной съёмки с большей светосилой, это был Nikkor 50мм 1,8. На прогулке снимала своих подруг с детьми, в декрете не выпускала камеру из рук. Стала осваивать программы обработки изображений, запоем смотрела в любую свободную минуту уроки по обработке, съёмке. В это же время были первые съёмки за символическую плату знакомых, друзей, «сарафан» медленно, но верно рос. В это время мне стали интересны портреты, как снять настоящего человека, раскрыть его.
Я познакомилась с другими фотографами, визажистами, вместе мы устраивали творческие съёмки. В 2011 году решила научиться снимать в фотостудии, стала собирать по крупицам в интернете информацию по настройке осветителей, световым схемам. В итоге пришла в ГУМ в студию на нулевом этаже, где фотограф Сергей Ишков обучал меня и ещё нескольких фотоэнтузиастов премудростям работы со светом.
А потом, не выходя из первого декрета, ушла во второй. В это время уже вовсю начались коммерческие съёмки, а я поняла, что фотографировать, мне нравится больше, чем писать технические документации по 300 страниц.
– Вы учились фотографировать с помощью школ, курсов? Или всё постигали сами?
– На этот вопрос нужно отвечать не в прошлом, а в настоящем времени. Я до сих пор учусь, смотрю вебинары, видеоуроки, благо сейчас стало в разы больше хорошо изложенной информации, чем в то время, когда я начинала. Чем больше круг познания, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным, другими словами, чтобы стать хорошим специалистом – одной любви к делу мало, нужны глубокие знания, хорошая техническая база. Обучение – это и просмотр интересных работ других фотографов, картин, кино.
– Какой жанр фотографий вы предпочитаете?
– Из любимых жанров выделю портретную съёмку и пейзажи. Сравнительно недавно пришла к интерьерной съёмке, интересно поймать правильную геометрию, чтобы сделать акценты на определённых вещах.
– С каким подходом вы делаете фотографии природных явлений, ведь вы словно открываете их для людей по-новому? Последние ваши фотографии с Алтая меня поразили, они восхитительны! Мне захотелось самой отправиться туда и увидеть всё собственными глазами.
— В городской засветке почти не видно звезд, поэтому каждая поездка на Алтай – это возможность полюбоваться на звездное небо и поделиться этой красотой с другими. Такие вещи, как затмения, кометы, наблюдение звёздного неба, грозы отвлекают от бытовой рутины, понимаешь, насколько мы и наши дела малы в бесконечных просторах космоса.
– Что для вас хорошая фотография? И в чём её секрет?
– В фотографии все должно быть прекрасно: идея, эмоция, свет, цвет, композиция, техническая сторона. И если задаться целью, то, считаю, что каждый может сделать хорошее фото. Умение видеть кадр – это не дар, а насмотренность, понимание геометрии композиции и немного везения.
– Коммерческие работы приносят те же удовольствия, что и творческие?
– Любая фотография должна быть творческой, та же съёмка для каталогов воспринимается лучше, когда в кадре не модель-«робот», а живой человек с настоящими эмоциями, поэтому скучно у нас не бывает. Во время съёмки мы много общаемся, шутим, получая от процесса удовольствие.
– Что для вас главное в работе с клиентами? Как найти контакт с клиентом, чтобы съёмки прошли комфортно?
– Главное, чтобы все в результате были довольны. Для этого нужно максимально подробное техническое задание. Когда приходит человек, который знает, что ему нужно – это идеальный вариант. Но чаще приходится выяснять детали, что именно хочет получить на выходе человек. Нужно просто разговаривать, спрашивать, подсказывать варианты.
– Какая рабочая поездка была самой запоминающей?
– Самая запомнившаяся поездка была 3 года назад, когда снимала свадьбу друзей на Алтае осенью. Бирюзовая Катунь, яркие краски, тёплая погода. Мы тогда доехали до границы с Монголией, где уже начинаются степи и высокие горы со снежными шапками. Нужно ли говорить, сколько крутых кадров мы сделали?
– Есть цитата, которой вы придерживаетесь по жизни?
– Их много. Движение – жизнь. Берешь и делаешь. Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
– Что вас мотивирует, заставляет двигаться и совершенствоваться?
– В каждом человеке заложена естественная потребность в благополучии, чтобы расти, развиваться и хорошо делать своё дело. Важно понимать, что ты сам хочешь это делать, чувствовать, что ты можешь справиться с задачами. Считаю, что мы все учимся, стремимся расти, наслаждаться своей деятельностью, вкладывать силы в позитивные дела не из-за каких-то внешних мотиваций, а по своей природе.
– Какие фотографы вас восхищают?
– Если говорить о легендарных исторических личностях, то это гуру чёрно-белого портрета Ричард Аведон, мастер репортажа Анри Картье-Брессон, Ги Бурден с его сюрреалистичными фотографиями. Восхищаюсь и слежу за работами современных фотографов, например, Даниил Коржонов, Денис Будьков, тут можно приложить длиннющий список.
– Откуда черпаете силы?
– Семья, близкие, путешествия, физическая активность.
– Что делаете, если наступает выгорание?
– От этого спасает смена деятельности, места. Спасает ещё музыка, обработку почти всегда делаю под неё. Как таковой рутины у меня не бывает, все заказы по-своему разные. Летом-осенью это свадьбы, корпоративы, фотопрогулки, с ноября по январь новогодние фотосессии, с января делаю фотоальбомы в детские сады и школы. Апрель всегда относительно свободный, стараюсь в это время учиться чему-то новому.
– Какой совет можете дать начинающим фотографам?
– Больше снимать для души, учиться, смотреть работы других фотографов, хорошие фильмы, картины, развивать вкус, не бояться критики.