Омбудсмен Зябрева в Бердске: разлучение детей, учеба в три смены и «синий кит»
Впервые уполномоченный по правам ребенка Любовь Зябрева 4 мая провела личный прием в Бердске.
Детский омбудсмен приняла 16 бердчан и выслушала проблемы и чаяния бердчан. По ее словам, работой она удовлетворена и покидает город не только с устными, взятыми на контроль «пожеланиями», и с двумя письменными заявлениями, по которым пройдут проверки местного органа опеки.
Больная тема — ОВЗ
Основная часть бердчан, пришедших на личный прием – родители детей с ограниченными возможностями здоровья. По словам Любови Зябревой, тема, которая постоянно звучит на всех приемах – межличностные отношения родителей
— Примеры говорят о том, что родители не идут навстречу друг к другу и теряют в распрях главное – умение договориться в интересах ребенка, — констатирует омбудсмен.
Кроме того, она удивлена, что сегодня растет число обращений родственников – бабушек, тетушек и дядюшек, которые беспокоятся о судьбе детей, воспитывающихся в «родных» пьющих семьях. Многие озабочены ненадлежащим воспитанием внуков и племянников, их не налаженным бытом и всем, что мешает воспитанию дитя.
— Желание у них – не помочь семье постараться выйти из сложного положения, но вытащить ребенка из семьи. Вместо того чтоб прийти на помощь – многие встают на тропу войны, — сетует омбудсмен.
Детские сады
Любовь Зябрева осведомлена о проблеме устройства детей в детские сады Бердска. Если для сельских районов этот вопрос снят, то для города-спутника и областного центра он актуален: в этом году ввода дополнительных мест не планируется, а указ президента об обеспечении местами в детсаду никто не отменял.
— Я обеспокоена. Подумаю, как я поступлю с этой информацией и над теми мерами, которые помогут снять психологическую напряженность родителей, особенно тем, чьи деткам вот-вот или уже исполнилось три года, говорит Зябрева.
Коррекционное обучение
Важная тема, волнующая горожан – образование детей-инвалидов. К омбудсмену обратились с просьбой организовать на базе одной из школ города специальный коррекционный класс.
Сегодня, по закону, родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут направить их в общеобразовательную школу, работающую по программам инклюзии (совместного обучения).
— Есть желание сделать отдельный класс: детям будет там комфортнее – с дефектологами и логопедами, которые смогут больше сделать для детей, — говорит Зябрева.
Омбудсмен удивилась, что в Бердске не известно точное количество детей-инвалидов.
— Мне казалось, что дети с ОВЗ, нуждающиеся в образовании, должны быть все наперечет, и всех должны знать. Но это зависит от родителей. Наступает лето и идет комплектование образовательных организаций. Только сегодня пришли около 10 мам – нужно организовывать первый класс, — уверена омбудсмен.
Опека – не страшный орган
Органы опеки и попечительства, по мнению Любови Зябревой, работают на тонкой грани взаимоотношений между детьми и родителями и ошибки крайне нежелательны.
— Главное для органов опеки – субъективный фактор: симпатии, антипатии и т.д. Здесь абсолютно точно надо исходить из интересов ребенка и, несмотря на мягкосердечие и человечность, иметь трезвый ум и четко и жестко подходить в рамках закона в решении проблем, — говорит омбудсмен. – Граждане в этом плане становятся все требовательнее.
Она отмечает, что не сторонница мнения, что опека – это страшный орган, который стремится забрать ребенка. Созданная рабочая группа разбирается с каждым случаем и проверяет законность изъятия ребенка из семьи, в том числе и органами полиции.
— В Новосибирской области многочисленности случаев, когда суды отказали органам опеки, мы не обнаружили. Но в отдельных ситуациях и районах ошибки допускаются, и мы будем с органами исполнительной власти работать над максимальной объективностью этих органов и чтобы они действовали в интересах детей, — говорит Любовь Зябрева.
В частности, проверка пройдет по заявлению одной из бердчанок, которая пожаловалась на действия бердской опеки: сотрудники по-своему определили место жительства несовершеннолетних: разлучили брата с сестрой, оставив одного ребенка с мамой, второго – маленького – с отцом.
По словам Зябревой, мама обвиняет орган опеки в том, что их действия не правомерны, и специалисты допустили ошибки, в том числе, субъективного подхода и изложении информации в суд.
Помолодевший суицид
В нашем регионе, как говорит детский омбудсмен, зафиксировано несколько случаев, когда близкие заявляли о том, что дети попали в подозрительные сообщества и затем пропали. Одного ребенка нашли в Алтайском крае, второй случай был в Сузунском районе. После обращения к ней Любовь Зябрева направила запрос в контролирующие органы, которые отвечают за поиск.
— Эта тема не замолкающая. Мы не можем сказать, что был один-два-три случая, потому что есть случаи, которые разбирают правоохранительные органы, следственный комитет, прокуратура и т.д. Обычно такую информацию мы собираем к концу года и посмотрим, как обстоят дела. Но во всех школах это явление было предметом обсуждения – мы обращали внимание родителей и педагогов на работу – смотреть за безопасностью детей, — говорит Зябрева и уточняет, что по сравнению с данными 2011 года, случаев детского суицида не увеличилось.
— В 2016 году погибли 18 детей. Было – 19. А было 16. Это стабильный показатель, — приводит статистику омбудсмен. – Дети есть разного возраста, но, к сожалению, суицид «помолодел» – младший возраст тоже появился на горизонте: один или два ребенка менее 14 лет.
Омбудсмен не исключает, что появление «групп смерти» отчасти влияет на количество подросткового суицида. В других регионах СФО – Алтайском крае, Иркутской области и Красноярском крае – смертность понижена.
Как учиться
На встрече с журналистами омбудсмен рассказала и о проблеме обучения детей в несколько смен.
— Я написала письмо в Министерство образования с просьбой провести мониторинг – сколько школ и во сколько смен смогут принять детей. В зависимости от данных этого мониторинга возможно, придется встретится с губернатором и доложить ситуацию, — уточняет Любовь Зябрева.
Омбудсмен ждет обращений
Любовь Зябрева подчеркивает, что институт омбудсмена по правам ребенка действует в регионе всего три года и постоянно развивается. И если у бердчан снова возникнет потребность в личном приеме, омбудсмен выразила свою готовность откликнуться и приехать.
По всем вопросам можно обращаться в приемную по телефону (8383)223-20- 27 и получить первичную консультацию помощника.