Прокурор Бердска: Душу и сердце не встроишь в юридические механизмы
Прокуратура Бердска 27 апреля отметит свой 75-летний юбилей. Именно в этот день, в 1944 году, решением бюро Новосибирского обкома ВКП(б) утвердили первого бердского прокурора – Анания Трашкова.
С тех пор в Бердске сменилось 14 прокуроров. Нынешний руководитель надзорного органа Роман Сивак рассказал сайту Бердск-Онлайн, как изменилась прокуратура за 75 лет, почему сотрудники этого ведомства не помнят, как вырастают их дети, и ради чего идут на эту нелёгкую службу.
Бревенчатый «офис» и конюх в штате
Первая прокуратура Бердска располагалась на улице Советской – в одноэтажном деревянном доме с 4 комнатами. Три из них занимал прокурор, следователь и секретарь, а четвёртая служила квартирой для нуждающихся в жилье сотрудников.
В штате прокуратуры, предположительно, был даже конюх. Машины тогда были не слишком распространены, и по служебным делам прокурор разъезжал на лошади.
В послевоенные годы бердскую прокуратуру переселили в двухэтажное здание. Там тоже было служебное жильё для сотрудников, а ещё в этом же строении находилась спецкомендатура.
К сожалению, оба здания не дожили до наших дней. Они были затоплены вместе со всем Старым Бердском.
Какие дела тогда расследовали в прокуратуре? Это были и убийства, и кражи, и расхищения социалистического имущества. Все папки сейчас хранятся в архивах. Некоторые до сих пор имеют гриф «секретно».
После затопления части города прокуратура вновь переехала – в один из перенесённых старых купеческих бревенчатых домов. Ведомство работало в этом небольшом здании вплоть до «девяностых». По воспоминаниям бывших сотрудников прокуратуры, в старом доме были минимальные удобства. Даже туалет был на улице. Зато имелся свой собственный земельный участок, где сами прокурорские работники выращивали, огурцы, помидоры, лук, морковь. И ещё собирали ароматные яблочки, которыми потом угощали гостей прокуратуры.
ФОТО. Табличка на здании прокуратуры Бердска по адресу: ул. Первомайская, 66.
С 1992 года прокуратура Бердска занимает часть здания на ул. Первомайской, где также располагается военкомат. Сейчас там работает 13 человек: прокурор, его заместители и его помощники.
Роман Сивак называет свой коллектив сплавом опыта и молодости. Здесь трудятся люди с многолетним стажем и талантливые и жадные до знаний новички.
Есть и семейная преемственность. К примеру, помощник прокурора Татьяна Макарова – дочь Сергея Гапеева, уважаемого ветерана и бывшего старшего следователя прокуратуры.
У всех на виду
Прокуроры не сидят в засадах с кобурой на ремне и не ловят преступников. Они бдят за соблюдением законов.
— Все органы правоохраны отдают себе отчёт о том, что есть прокурор, и он увидит нарушения, если они есть. Он понудит, заставит, накажет, и нарушения законов будут устранены, — говорит Роман Сивак.
Прокурорский работник должен вести себя подобающим образом не только на работе, но и в быту.
— Кодекс этики сотрудника прокуратуры говорит о том, что нужно тщательно выбирать круг общения. Само собой, нельзя появляться где-то в публичном месте в состоянии алкогольного опьянения. Я сам провожу воспитательную работу с коллегами и постоянно повторяю: мы у всех на виду. Если мы будем замечены в какой-то неприятной ситуации, это всё будет вскрыто и, скорее всего, заснято на видео. Любое компрометирующее фото или видео появится, что называется, во всех телефонах страны. Поэтому у нас есть определённые запреты. И есть ощущение того, что человек, который не носит прокурорскую форму, чувствует себя по жизни свободнее, чем мы, — делится Роман Андреевич.
Впрочем, у прокурора и его помощников всё равно нет времени на развлечения. Работа занимает большую часть жизни. Многие шутят, что не помнят, как выросли их дети. Но в этой шутке есть доля горькой правды: работники прокуратуры действительно с утра до ночи на посту, и семью видят лишь мельком.
— Здесь нужно отдать должное семьям работников прокуратуры, которые относятся с пониманием ко всему, — добавляет Роман Сивак.
На работе не заснёшь
За годы работы друзей у прокурора не добавляется, иронично отмечает Роман Андреевич. Зато противников – хоть отбавляй. Такова специфика работы. Зачастую привлекать к ответственности приходится влиятельных людей. И некоторые начинают вынашивать план мести.
— Начинаются жалобы о том, что это якобы «заказы конкурентов». Хочу со всей ответственностью заявить: в прокуратуре Бердска этого нет и не будет. Репутация и совесть намного дороже всех денег, — заявил Роман Сивак.
Ещё одна особенность профессии – постоянный стресс. Представьте, каждый день к вам приходят люди, и все – с ворохом личных проблем. Кто-то не может поладить с соседями, кто-то устал бороться с бюрократией, кто-то потерял родственников, кто-то плачет на приёмах от беспомощности и обиды.
— Работа забирает много ресурсов. Но для нас предусмотрены определённые социальные гарантии: досрочная пенсия, длительный отпуск, отдых в ведомственных профилакториях со льготами. Это поддерживает нас, — перечисляет Роман Сивак.
ФОТО. Старший помощник прокурора Бердска Анна Белова — за работой в суде
Многое значит и поддержка коллектива. В бердской прокуратуре сотрудники стараются сохранять тёплую обстановку. Здесь, как говорит Роман Андреевич, нет ревности к чужим успехам. А у начальства нет «любимчиков» и «изгоев». Все равны. И все работают над одними и теми же задачами.
Прокуратура – это место, где точно не заснуть на рабочем месте. Здесь нужно постоянно включать голову, постоянно учиться, совершенствоваться, знакомиться с новыми законами.
Роман Сивак уверен: в прокуратуре долго продержаться могут лишь те, кто работает за идею. Те, кто действительно не терпит беззакония и видит своей целью восстановление социальной справедливости. По-другому никак.
Дела, которые брали за душу
Не стоит думать, что в стенах прокуратуры сидят бездушные сухари. Да, все решения требуют холодной головы и порой даже профессионального цинизма.
— Душу и сердце не встроишь в юридические механизмы, — философски замечает Роман Андреевич.
Но и его коллеги, и он сам нередко вели дела, которые по-настоящему брали за душу. Так, в практике Романа Сивака было дело о том, как тёща искалечила зятя. Мужчина был настоящим семейным тираном, гонял по дому жену и детей. Тёща однажды не выдержала и накинулась на деспота, уложила зятя на лопатки и выдавила ему глаза.
На всю жизнь мужчина остался слепцом. В суд он приходил с белой тросточкой. Но мало кто из многочисленных родственников испытывал к нему жалость. А тёще всё же пришлось ответить по закону за совершённое преступление, она получила реальный срок лишения свободы.
Ещё одно дело, которое, как признаётся Роман Андреевич, далось ему эмоционально сложно: егерь частного охотохозяйства выстрелил в висок молодому охотнику из-за убитой им косули. Погиб отец двух маленьких детей.
— Но закон и справедливость восторжествовали: виновный получил 9 лет лишения свободы, — вспоминает Сивак.
Никогда не оставляют равнодушными дела, где потерпевшие – дети. Особенно если речь идёт о сексуальном насилии. Все понимают, что преступник отсидит свой срок и выйдет. А психологическая травма у ребёнка останется на всю жизнь.
ФОТО. Старший помощник прокурора Кристина Червонных зачитывает обвинение
Что чувствует прокурор, когда суд, наконец, выносит решение по делу, которое отнимало много сил и времени? Радость? Нет. Чаще всего – опустошение.
— Выдыхаешь, и всё. Даже мыслей никаких нет в голове. Но через некоторое время осознаёшь: всё-таки справедливость восторжествовала, — говорит Роман Андреевич.
Без пышных празднований
75 лет – красивая дата. Но коллектив бердской прокуратуры обойдётся без грандиозных банкетов и концертов. Это не в правилах людей в синей форме.
Кичиться наградами здесь тоже не привыкли. Хотя стоит отметить, что в январе 2019 года прокуратура Бердска на собрании трудовых коллективов получила диплом в номинации «Репутация доверия». Как признаётся Роман Сивак, это было неожиданно, но приятно:
— Это заслуга в первую очередь всего коллектива, — отмечает он.
Гораздо больше в прокуратуре ценят результаты ежедневной работы. Так, стараниями работников надзорного органа люди получают зарплату, которую несколько месяцев задерживало недобросовестное начальство, добиваются перерасчётов за коммунальные услуги. Суровые приговоры получают убийцы, насильники и казнокрады. Прекращается распространение экстремистских и запретных материалов. Восстанавливаются жилищные и трудовые права.
— Ни одна сфера не обходится без прокурорского надзора, — заверяет Роман Сивак.
За 75 лет прокуратура Бердска пережила ряд реформ. Но одно осталось неизменным – это служба на страже законных прав и интересов общества и государства.