Пятница
29 марта
2024
  °C

Психолог-профориентолог Жанна Карасева о профильных классах и профориентации в школе

«Пока нет государственной системы – будет самодеятельность»
В Бердске несколько классов МЧС
В Бердске несколько классов МЧС
«Пока нет государственной системы – будет самодеятельность»

В школах Бердска открываются профильные классы самой разной направленности. К примеру, совсем недавно состоялось поистине историческое событие: в школе № 2 «Спектр» открылся медицинский класс. Ребята будут целенаправленно готовиться к поступлению в медицинский вуз, чтобы отучившись вернуться в родной Бердск уже в качестве врачей. Сегодня, когда врачей катастрофически не хватает, это действительно уникальное событие.

Однако чаще в Бердске профильные классы открываются не только в старших классах, когда дети уже задумываются о будущей профессии. Были эксперименты со спортивными классами, когда в классе учились исключительно мальчики, были педагогические классы… С первого класса ребята учатся в классах МЧС.

Есть инженерные, железнодорожные и даже пограничные классы. Глава города выступил с предложением открыть класс юных полицейских.

Хорошо это или плохо? Насколько целесообразно это с точки зрения профориентации? Разбираемся вместе с профориентологом из Новосибирска Жанной Карасевой.

zhanna.jpg

Жанна Юрьевна Карасева —  психолог, консультант по профориентации и развитию карьеры, бизнес-тренер, арт-терапевт. Автор и ведущая тренингов, семинаров, мастер-классов по профориентации, поиску призвания, формированию профессионального имиджа, эмоционального интеллекта, лидерству и личной эффективности в бизнесе.  Автор программы профориентации школьников «Как найти свое призвание».

О профильных классах

— С одной стороны, конечно, хорошо, когда есть возможность более глубоко погрузиться в изучение какой-то профессиональной области. Я помню, на одном из радиоэфиров, мы обсуждали тему профориентации в школах, и директор одной из гимназий Новосибирска рассказывала о профориентационной системе в своей гимназии: в 10-11 м классах школьники получают инженерную и IT-специализацию. Проходят профильные занятия, ребята занимаются проектной деятельностью в этой области, проводятся встречи с экспертами и прочее. Это здорово, но возникает вопрос – а что делать тем ребятам, у которых другие интересы или не выражены способности к этому виду деятельности? Что делать ребятам с гуманитарным складом ума или склонным к творческой деятельности? Этот вопрос остался открытым.

Я «За» открытие таких классов, но, на мой взгляд, они должны быть встроены в чёткую профориентационную структуру. Чтобы не было такой ситуации, когда ребенка поставили перед фактом: ты будешь железнодорожником, а ты – пограничником. Классно, если у ребенка такой склад ума, он заточен под технаря. Но в этом же классе могут оказаться гуманитарии… Словом, такие классы можно создавать только по желанию самих детей, в противном случае кому-то обязательно придется столкнуться с определенной дискриминацией.

— Пока я не понимаю логики отбора в такие классы. Нужна просветительская работа с родителями: отдавая своего ребенка в профильный класс, родители должны четко понимать, что у ребенка действительно есть склонность к профессии, в которую его погружают, представлять, чему его там будут учить.

Процитирую «Российскую газету: «Как заявили эксперты, часто все потраченные усилия на изучение профильных предметов ни к чему не приводят, когда наступает время сдавать ЕГЭ. Когда 11-классник узнает результаты своих экзаменов, он начинает выбирать не дело своей жизни, а вуз, в который его примут с этими баллами. В итоге по окончании вуза молодые люди разочаровываются в освоенной профессии, вузы получают безразличных студентов, а работодатели – не готовых и не желающих работать и развиваться специалистов».

Задача профильных классов – готовить специалистов, потому что в России сейчас действительно кадровый голод, не хватает специализированных кадров, узких специалистов.

Увы, профориентационной  системы у нас, к сожалению, на государственном уровне пока нет. В Советском Союзе такая система была: были учебно-производственные комбинаты, где старшеклассники могли получить профессиональные пробы, осваивали какую-то профессию и даже получали свидетельства. Затем эта система была разрушена, но ничего нового построено не было.

Перед школами поставлена задача: наладить профориентационную работу, поскольку проблема приобрела государственный масштаб — по статистике 40% выпускников вузов работают не специальности.

Но выполнить качественно эту задачу пока не получается — нет специалистов-профориентологов, нет программы, нет преемственности, нет четко выстроенной структуры. Каждый пытается решить эту задачу, исходя из имеющихся ресурсов.

Слабые места

Я с 2015 года занимаюсь профориентацией школьников, и, опираясь на свой практический опыт, могу сказать, что в школьной профориентации изначально проседает несколько важных этапов.

Самоанализ. Ученику необходимо понимать свои интересы, способности, особенности характера, накопить информацию о профессиях, которые его интересуют, хотя бы немного ознакомится с тем, какие требования предъявляют работодатели к той или иной вакансии. А профориентация отталкивается как раз от самого человека, от его способностей, знаний, умений, навыков, от психологических качеств.

Лично я – за свободный выбор. Поэтому, когда мне принудительно предлагают посвятить свою жизнь, допустим, железной дороге – для меня это странно.В этой работе нужно учитывать и то, что у ребенка могут меняться интересы. К примеру, в седьмом классе можно говорить о профориентации исключительно в ознакомительном плане.

Сегодня профориентационную работу зачастую поручают школьным психологам, которые не готовы к этому. Насколько мне известно, только с этого года в вузах начали готовить профориентологов. Поскольку специалистов нет, каждая школа ориентируется на то, какие связи она может выстроить.

В школах сегодня нет настоящих «проб» профессии, в ходе которых теория проходит проверку на практике, где ребята получают уникальную возможность поработать. Например, в Японии за три последних года обучения в школе ученики проходят до 48 профессиональных проб!

Опираясь исключительно на собственные ресурсы, любая школа может провести с десяток таких проб. В самой школе достаточно профессий: педагог, секретарь, системный администратор, повар, библиотекарь, медсестра.

Учитель может рассказать, как разрабатывается урок, его содержание, какие компетенции необходимы преподавателю для эффективного обучения других людей. Можно организовать экскурсии по школе для встречи с представителями других профессий на рабочем месте. Можно привлекать и родительские ресурсы. Каждый родитель — это представитель какой то профессии, который может рассказать о ней или организовать экскурсию на своё предприятие.

А пока, увы, в школах нет системы профориентации, что собственно и приводит к бессистемному образованию профильных классов. И нет гарантии, что ребята, погружаясь в эту профессию, пойдут в такой вуз.

С какого возраста нужна профориентация?

— В начальной школе и среднем звене нужно наблюдать за детьми. Тут основная работа идет в семье: родителям нужно смотреть, что нравится ребенку, чем он интересуется, к чему у него есть способности. Кто-то хорошо рисует, кто-то поет или танцует, у других есть актерские данные, кто-то добивается успехов в спорте. Здесь еще очень рано говорить о профориентации.

Спектр интересов ребенка обычно меняется, поэтому задача родителей дать ребенку возможность попробовать себя в разных направлениях. Это не значит, что нужно «пихать» его туда, туда и туда, а прислушиваться к желаниям ребенка и быть с ним на одной волне. Дети транслируют, что они хотят. Если ребенок пошел в кружок, а потом передумал, это нормально. Но в любом случае, нужно выяснять причину. Ребенку может нравиться это направление, но у него нет контакта с педагогом, либо не устраивает окружение.

— Сейчас молодые родители одержимы развитием детей. Однажды я была приглашена в жюри на конкурс мод для детей от 4 до 16 лет. Когда малыши выходили на подиум их представляли, а у меня просто волосы на голове шевелились от того, во сколько разных студий и секции ходят дети: вокал, английский, футбол, моделинг… А детство у детей вообще есть? Детям нужно свободное время для того, чтобы побыть наедине с собой, поиграть в игрушки. Это необходимо как раз для того, чтобы ребенок мог переработать все знания, полученные из внешнего мира.

После 14 лет можно заниматься профориентацией более целенаправленно. К этому возрасту ребенок уже может сформулировать, что ему нравится и его можно познакомить с рынком профессий.

В своей работе я сталкиваюсь с тем, что ни родители , ни дети не знают о том, какие профессии есть. А профессиональный рынок меняется быстро: любая профессия сегодня разбивается на большое число разных узкий специализаций. Поэтому ребенку важно получить базовое образование, а специализацию можно набрать при помощи курсов, тренингов, самообучения.

Переломный момент – девятый класс. Именно в это время нужна профориентационная работа. К 10-11 классу человек должен подойти с пониманием: Кто я?  Чего я хочу?

Во время консультаций дети признаются, что профориентация в школе – один из самых нелюбимых предметов. Проблема опять же в том, что нет четкой системы. Каждый педагог, который ведет этот предмет, собирает что-то, исходя из собственной картины мира, и транслирует ребятам. К примеру, их могут учить писать резюме. А если человек не понимает, кто он, то написать резюме невозможно.

Что делать?

— Лучше всего обращаться к специалистам-профориентологам. В Новосибирске они есть. Я сама готова проводить семинары для родителей даже бесплатно – кто бы позвал. В Бердске меня лишь один раз приглашали в школу № 13. Но если родительская общественность выходит с инициативой, меня приглашают в школу – я прихожу на такие собрания и мы говорим о том, как подготовить ребенка к выбору профессии, к поступлению в вуз. Чтобы родители имели представление о том, на что направлять фокус, когда мы говорим о профориентации.

И, конечно, готовить своих специалистов – педагогов, которые занимаются профориентацией в школе.

А если говорить глобально: нужна четкая профориентационная система на государственном уровне. Пока этого нет. А пока  ее нет, все будет исключительно на уровне самодеятельности.

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить