Схема ведет на нары. Мошенники застраховали несуществующую обувь на 200 млн рублей
В середине июля в первом чтении принят законопроект, предоставляющий страховым организациям право на проведение упрощенной идентификации клиентов – физических лиц.
Предполагается, что принятие этого закона будет способствовать развитию онлайн-продаж и поможет сделать страховые услуги более востребованными. Однако данная новация может послужить и еще одной цели в сфере страхования: выявлению страховых мошенников на ранних стадиях, пока они еще не начали раскручивать какую-либо хитроумную схему.
Дело в том, что сейчас выявление мошенников происходит в основном на стадии подачи ими заявления на страховую выплату: именно с этого момента службы безопасности страховых компаний начинают изучать страховой случай, если он, конечно, произошел в действительности, а не был сфабрикован. В ситуации же упрощенной идентификации страховщики, по идее, смогут обращаться к некоторым базам данных, что, возможно, позволит не подпускать мошенников к получению полиса и на пушечный выстрел.
Пытались обуть
Так, возможно, двум мошенникам из Новосибирска не удалось бы застраховать «пустышку»: один из них был ранее судим как раз за мошенничество и наверняка «засветился» бы в ходе идентификации.
Тем не менее, два «бизнесмена» застраховали на 200 млн рублей несуществующую партию обуви. Они даже арендовали склад, правда, неохраняемый, куда штабелями и разместили пустые коробки якобы с дорогой обувью. А чуть позже устроили спектакль под названием «кража». И даже заявили о ней в полицию, после чего, предвкушая большой куш, отправились в страховую компанию – получать возмещение. Тут афера и раскрылась… И мошенникам предстоит примерять обувь попроще и попрактичнее: за колючей проволокой не до форсу.
Правда, первый заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, депутат Государственной Думы (фракция ЛДПР) Дмитрий Савельев, уроженец Новосибирска, полагает, что в борьбе со страховым мошенничеством существуют механизмы более эффективные, чем предлагает свежий законопроект.
— Основная проблема заключается в отсутствии единой базы выявленных мошенников, которая объединяла бы данные бюро страховых историй, бюро кредитных историй и базы ГИБДД по административным правонарушениям. Сами страховые компании отмечают, что такая база не просто облегчила бы их работу, но серьезно повлияла бы на страховые тарифы в связи со снижением рисков. То есть по факту, наличие такой базы выгодно всем и способно внести серьезный вклад в развитие страхового рынка и шире – в развитие экономики в целом. Полагаю, что именно в этом направлении и стоит двигаться, — отметил Дмитрий Савельев, комментируя одобренный документ.
Создание такого рода базы в страховом сообществе действительно давно ждут. Совместные усилия и ведомств, и страховых компаний в этом направлении предпринимаются не первый год. Но – слишком много надо согласовать и утрясти на разных уровнях. Будем надеяться, что недалек тот день, когда и согласуют, и утрясут, и запустят. И в результате снижения рисков страховые полисы станут гораздо дешевле.
Обязали отдавать под суд
Однако ряд эффективных мер по противодействию страховому мошенничеству власти уже предприняли, никто не сидит, сложа руки. Так, в конце прошлого года пленум Верховного суда РФ вынес решение, обязывающее страховые компании в обязательном подавать на выявленных мошенников заявления в правоохранительные органы.
Ведь какая практика существовала до этого? Страховые компании, обнаружив мошенническую схему, естественно, никаких выплат аферистам не производили. Но и дальнейшего хода делу нередко не давали: сберегли свои нервы, деньги и время – и молодцы, а последующая судебная канитель – кому она нужна? С преступниками ограничивались предупреждениями.
Теперь страховщик просто обязан дать дальнейший – правоохранительный – ход делу.
И не исключено, что прежде новосибирские обувные мошенники отделались бы легким испугом. Просто не получили бы страховку, на которую нацелились, выслушали бы несколько нравоучений… да и отправились бы в соседнюю область арендовать склад под очередную «партию обуви».
Но теперь до склада они не дойдут. Потому что находятся под стражей.