Социологи НГУ выяснили, сколько в России осталось городов, где люди сами выбирают мэров
Учёные Новосибирского государственного университета (НГУ) провели исследование распределения типов организации местного самоуправления в городах России. Они сделали обзор принятых за последнее время законов и определили модели, на основе которых выстраиваются отношения между местными и государственными властями.
Кандидат социологических наук, преподаватель НГУ Кирилл Малов совместно с коллегами в своём мониторинг-исследовании сделали также обзор поправок, принятых к законам об устройстве органов государственной власти за последний год. Исследователи, как сообщается на сайте НГУ, пояснили специфику нового распределения типов организации власти в городах.
– При первой модели глава города выбирается жителями и фактически руководит поселением. В России с таким устройством всего 10 столиц регионов, включая Новосибирск, Томск Калининград, Хабаровск и так далее, — говорит Кирилл Малов. — Вторая модель осуществляется только в Екатеринбурге, где есть так называемая «английская королева»: глава города, который избирается жителями и является председателем местной Думы, но фактически ничем не управляет, лишь выполняя представительские функции.
Самым распространённым на сегодня типом считается модель, принятая в 42 субъектах Федерации. При ней глава города избирается депутатами из своего состава и исполняет обязанности руководителя представительного органа. Реально руководит городом сити-менеджер, назначаемый депутатами представительного органа по итогам конкурса.
– То есть население напрямую не участвует в выборе самого мэра, только косвенно, через депутатов, за которых они голосуют, – отмечает Кирилл Малов. – Четвёртая модель применяется только в Иркутске и Анадыре. Здесь глава города избирается депутатами из своего состава и возглавляет местную администрацию. Но опять население напрямую исключено из выбора.
Еще одна модель представлена в 25 регионах и продолжает распространяться. При ней мэр избирается депутатами из числа кандидатов, которые предложены конкурсной комиссией и возглавляет местную администрацию.
– 50% голосов в этой комиссии имеют представители главы региона – то есть фактически это прямое влияние государственной власти на местное самоуправление, – резюмирует социолог.
Фото: Итоги опроса на сайте Бердск-онлайн
Отметим, что именно последняя модель утверждена в Новосибирской области практически для всех районных центров, в том числе и для Бердска. Последний избранный народным голосованием мэр Бердска Илья Потапов приговорен к 10 годам строгого режима и полумиллиардному штрафу за взятку и коррупцию. Комментируя перемены в модели выборов, приянтой в НСО, председатель регионального Заксобрания Иван Мороз сказал, что в ряде муниципальных образований, где прошли прямые выборы, у избранных глав не получилось работать на благо общества должным образом.
— Полагаю, что в данной экономической ситуации наиболее приемлема предлагаемая модель выбора глав через конкурсную комиссию, — считает Иван Мороз.
Исследователи НГУ также узнали, что думают мэры: какая модель кажется им лучшей для их города и его жителей?
– Даже сами градоначальники в большинстве своем высказываются за самую демократическую первую модель. Но региональные власти, которые устанавливают правила, считают иначе. В результате, как показывает исследование, главами городов высказываются опасения, что подмена прямых выборов делегированием может подорвать доверие к власти. Прямые выборы мэра делают его в определенной мере зависимым от жителей, а отказ от возможности непосредственного волеизъявления горожан резко понизит легитимность власти и может привести к негативным последствиям: снижению авторитета местной власти у населения и нарастанию социальной напряженности, – резюмирует эксперт.