Спроектировал вокзал в Грозном автор башен-гусей новосибирского Технопарка
Знали ли вы, что изначально башни-гуси новосибирского Технопарка изначально проектировались в виде большой буквы «А»? А известно ли вам то, что автор концепции «гусей» Академпарка – житель Бердска архитектор Евгений Савин, который также спроектировал новый зеркальный облик бердского магазина «Универмаг»? Его объекты есть по всей России.
Талантливый и креативный молодой архитектор дал интервью сайту Академ-онлайн, которое мы сегодня публикуем для читателей из Бердска.
— Евгений, расскажите немного о себе. Откуда вы?
— Я родился в Омске и жил там до 5 лет, затем мы с семьей переехали в Новосибирск. Но я всегда хотел вернуться обратно.
— Где вы учились?
— Сначала я поступил в Новосибирский педагогический институт на гуманитарный факультет. Собственно, ничего там не делал, мне стало скучно, и я ушел. Затем решил пойти в Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. Можно сказать мимо проходил, решил поступить. По разным обстоятельствам я поступил только с третьего раза, но для меня это было легко. На вступительных экзаменах со мной произошла история – одним из заданий было нарисовать скульптуру головы с определенного ракурса. У меня плохое зрение, поэтому я рисовал ее по памяти. Мне пришлось запомнить все пропорции.
— Почему вы решили стать архитектором?
— Возможно, на это повлияла моя мама. Она художник-модельер, даже получила премию Микеланджело. А вообще, у меня в жизни, как правило, никогда нет желания что-то сделать – есть обстоятельства. Я оказываюсь в этих обстоятельствах, и что-то происходит. У меня не было заветной мечты стать архитектором, не было мечты построить грандиозное здание. Есть задачи, который на сегодняшний день нужно выполнить, я выполняю. Так и стал архитектором.
— Вы были автором концепции башен Академпарка. Как вы стали разработчиком?
— Проводился всероссийский конкурс на концепцию застройки, в котором участвовало много компаний из разных городов. На общественном слушании было около 15 проектов, которые были представлены, но все они не подходили по каким-то параметрам. Они были либо слишком дорогими, либо имели не подходящую градостроительную идею. По сути, я в этом конкурсе даже не участвовал – мне позвонили товарищи и попросили нарисовать проект. Нарисовал я его за ночь. Через неделю мне позвонили и сказали, что нужно защитить проект в мэрии.
— Какие перед вами были поставлены задачи?
— Задача была простая – сделать быстро и так, чтобы это соответствовало заявленному статусу. Это сооружение должно было стать зданием мирового масштаба и нужно было чем-то удивить.
— С какими трудностями вы столкнулись?
— Трудностей не было. Бывает, очень долго проектируешь объект, даже годами, и это дается тяжело. С Технопарком было просто – сам образ я придумал тогда, когда мне рассказывали о задании. Но лейтмотив у меня все-таки был – я знал, что такой проект планируется.
— Многие называют башни Академпарка – «гусями», но по вашей задумке башни должны были представлять большую букву «А». Расскажите об этом.
— Моя концепция состояла из трех элементов. Во-первых, я хотел, чтобы люди, смотрящие на Технопарк с улицы Николаева, видели большую букву «А» – Академпарк. Также, здание имеет пирамидальный наклон, который должен был представлять пирамиду знаний. А третий элемент консоли и мост, являющийся переходом между пирамидами, должен был представлять для людей победу над гравитацией. Такая демонстрация того, что в воздухе должен висеть некий объем и не падать. Но такую консоль и количество металла, которое все это держит, сложно сделать с технической точки зрения. Конструкторы смогли реализовать эту идею, но это было непросто. Если о том, что башни называют гусями – это здорово. Если люди сами дают названия зданиям, значит, они в обиходе. И не важно, как они говорят, хорошо или плохо, важно, что оно имеет отклик и производит впечатление.
— Расскажите, какими еще проектами вы занимались?
— Все глобальные проекты я реализовывал не один. К примеру, я был одним из проектировщиков нового корпуса НГУ. В других проектах часто мы работали с Денисом Герасимовым или с сотрудниками из компании, в которой я сейчас работаю – «Несущие системы». Это такие проекты, как «Бутон» — бизнес-центр в Новосибирске, Биотехнопарк в Кольцово. Если говорить о Москве, наши проекты – это стадион «Спартак» и парк «Зарядие». Кстати, этот парк на сегодняшний день является самым дорогим объектом в стране. Также мы работали над проектом аэропорта в Сочи, а буквально на прошлой неделе я проектировал вокзал в Грозном. Все эти здания имеют необычную концепцию, это не совсем обычная архитектура. В принципе, я не обычный архитектор в традиционном понимании, я – свободный архитектор. Хотя я проектировал и простые объекты, например, коттеджи.
— Поговорим в целом об архитектуре. Какие проекты вы считаете современными и актуальными?
— Мне сложно ответить. Я могу идти, увидеть здание и мне понравится. Мне может понравиться часть здания или его месторасположение. Не существует тенденций. Новизну, современность, актуальность не копируют, она должна сама прийти, возникнуть из-за обстоятельств. В архитектуре нельзя подражать и копировать, даже самому себе.
— Архитекторы – творческие люди?
— В архитектуре, прежде чем творить, нужно многое изучить. Это обратно-возвратный процесс. Для меня творчество – это изучение, вхождение в проблему и понимание этой проблемы. Вообще я считаю, что здания сами выбирают себе того, кто будет их проектировать. И я рад, что меня столько раз выбирали глобальные проекты.
— Что вам нравится в профессии?
— Мне нравится, что архитектура – это поле возможностей. Это то состояние, когда ты чувствуешь, что можешь на что-то повлиять, что-то изменить. А для того, чтобы что-то изменить, нужно приложить усилия. Ты прикладываешь усилия, всё получается, потом испытываешь эйфорию, счастье, созидание. И возможно, что об этом будут говорить люди. Это вообще идеально. Такое же ощущение возникает, когда занимаешься музыкой. Так происходит в любой деятельности, но именно архитектура соответствует моему мышлению.