У самолета ТУ-104 на бердском аэродроме появился трап
Те, кто бывает на аэродроме достаточно часто, наверняка знают Марию: с завидным упорством девушка приезжает сюда каждые летние выходные, чтобы поработать в самолете. Благодаря ее усилиям, крылатая машина из заброшенного захламленного сарая, с каждым месяцем все больше и больше приобретает аутентичный облик. Работает Мария на голом энтузиазме, самолет восстанавливает за свой счет: разыскивает приборы и детали по всей стране. Ее энтузиазм заражает и других – сейчас у Марии немало помощников.
На днях у самолета появился трап. Он будет установлен вместо железной лестницы, по которой пока можно попасть внутрь самолета.
Механический трап для авиапассажиров модели СПТ-154 был выпущен в 1979 году и сорок лет эксплуатировался. Сейчас механизм списан. Руководство аэропорта приняло решение подарить его энтузиастке Марии Кармановой. Мария радости не скрывает: разумеется, настоящий трап будет выглядеть значительно лучше, чем металлическая лесенка.
— Трап раньше, до списания, «работал» в Толмачево. Документы закончили оформлять примерно в конце октября — начале ноября. А перевозила я его компанией «СпецТранс» — на фото видно их трал и их кран, — рассказала для Бердск-Онлайн Мария Карманова. — Пока трап стоит с другой стороны самолета. Сейчас земля уже промёрзла, а так как железная лестница вкопана, то ее откапывать можно будет только весной…
Напомним, «тушка» приземлилась на бердский аэродром сорок лет назад. С тех пор ее использовали с начала в качестве склада для парашютистов, а затем самолет и вовсе превратился в сарай.
В 2009 году, когда Мария и самолет встретились впервые, самолет представлял собой удручающее зрелище. Девушка, к тому моменту не имевшая никакого отношения к авиации, вдруг прониклась глубокими чувствами к самолету. Она перелопатила горы литературы, и теперь разбирается в устройстве ТУ-104 не хуже профессионалов. За годы работы она разыскала массу уникальных деталей, практически полностью восстановила кабину, в частности восстановлены практически все приборные доски. Бережно отреставрированы кресла пилотов и радиста. Практически воссоздан один из салонов: сейчас там красуются пассажирские кресла, которые Мария специально носила в ателье на перетяжку.
Непосредственно в самолете Маша работает в основном в теплое время года. А сейчас она и все «сочувствующие» переходят на домашние условия работы: поиск запчастей, материалов, специалистов.
Первый серийный Ту-104 поднялся в воздух в ноябре 1955 года. Последний пассажирский рейс на подобном самолете был выполнен в 1979. Большинство подобных машин утилизированы ещё в 80-е годы. В настоящее время в мире сохранилось всего несколько таких «тушек», поэтому проект Марии Кармановой – уникален. В самых смелых мечтах – поднять самолет в воздух, однако сотни специалистов в один голос уверяют, что это невозможно. Другой вариант развития событий: создание на базе самолета музей авиации.