Ученые установили: клещей привлекают людские тропы
Учёные из Томского государственного университета установили, что клещей привлекают людские тропы. Теория была ещё раз подтверждена на недавно распространившемся в Сибири виде Ixodes pavlovskyi — его представители оказались способны до двух с половиной месяцев двигаться в направлении к поставленной цели, преодолевая десятки непростых сантиметров пути, сообщает «Наука в Сибири».
Клещ Павловского (Ixodes pavlovskyi) обнаружен в нашем регионе сравнительно недавно. Так, еще в 70-х годах прошлого века в новосибирском Академгородке находили только его личинки на грызунах, а сейчас он расплодился и по численности взрослых особей значительно превосходит своего «местного» собрата — Ixodes persulcatus. Если основными прокормителями последнего являются мелкие млекопитающие, то Ixodes pavlovskyi промышляет преимущественно на птицах, но не отказывается также и от человеческой крови (хотя на людей нападает значительно реже, чем persulcatus).
«Наша задача была посмотреть, привлекают ли клеща Павловского тропы (хотя бы с небольшого расстояния), и если да, какие основные особенности его поведения?» — рассказывает заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных ТГУ доктор биологических наук Владимир Никифорович Романенко.
Для начала учёные определились с территорией исследования — выбрали место, где абсолютное большинство клещей — Ixodes pavlovskyi, им оказалась южная окраина Томска. Там этот вид в разные годы практически всегда составляет выше 80% среди себе подобных, а в пик сезона его численность достигает до 100 особей на учётном километре.
Затем нашли наиболее подходящую тропу и вели учёт прямо по ней. Клещей собирали, применяя специальное напоминающее флаг приспособление на коротком древке, из вафельной полотенечной ткани размером 60×120 см. Его протаскивали по тропе и через каждые 25 метров проверяли на «улов». Всех собранных особей «клеймили» неповторяющейся групповой меткой, для чего использовали налобную лупу с 10-кратным увеличением. Помеченного отбрасывали на расстояние не менее 80–120 см от тропы. Через 2-5 дней процедуру повторяли. Исследование проводилось в течение нескольких лет.
«Таким образом, в первый год мы пометили 528 павловских (а всего за 4 года — более полутора тысяч), из них вторично встретили 115. Это составляет почти 22% и является довольно внушительным показателем», — отмечает учёный.
На следующий год всех клещей, которые встретились во второй (или третий) раз, исследователи метили снова и опять отбрасывали от тропы — и часть из них потом вновь попадались на месте эксперимента.
Несмотря на то, что значительная часть особей после отлова снова устремлялась к тропе, прибывали они туда неравномерно. Самый медлительный из них преодолевал 80 см по направлению к заветной цели в течение 77 дней. Наиболее быстрые появлялись перед учёными уже через два.
В среднем, в 2012 году особи из одновременно меченой партии приходили к тропе через 38 дней, двигаясь со скоростью примерно 3 сантиметра в сутки (из года в год эти показатели несколько различались).
Почему так медленно? Дело в том, что у клеща нет глаз. Находясь в состоянии активности, он ищет жертву по запаху, концентрация которого от людей и животных на тропе очень низка, и часто клещ просто не знает, куда двигаться. Если он утыкается в какую-нибудь торчащую соломинку или веточку, непременно на неё поднимается и «отдыхает» там. К тому же, каждые три дня, особенно, если погода сухая, Ixodes pavlovskyi уходит в подстилку, чтобы восполнить запасы воды, и становится неактивным.
«Нами установлено, что Ixodes pavlovskyi держится на небольшой высоте возле земли, так как ему нужна влажность воздуха более 80%. Именно поэтому клещу Павловского труднее подняться на человека, чем таёжному, поджидающему на высоких травинках. К тому же, наши ноги слишком быстро двигаются, обувь скользкая. Если второй цепляется за штаны, первому приходится — за ботинки. Этим и объясняется то, что несмотря на большую численность Ixodes pavlovskyi, люди поражаются им и Ixodes persulcatus примерно в равной степени. В целом опыты показали: эти клещи способны активно перемещаться и концентрироваться около троп, на которых вероятность зацепления за человека или животное намного выше, чем на некотором удалении», — комментирует Владимир Романенко.