Пятница
19 апреля
2024
  °C

Уникальные кадры с поэтом Тареевым обнаружены в Бердске

Как оказалось, он стоял у истоков бердского кинематографа
Поэт Евгений Тареев. Кадр из хроники радиозавода
Поэт Евгений Тареев. Кадр из хроники радиозавода
Как оказалось, он стоял у истоков бердского кинематографа

Бердская библиотечная сеть готовит серию фильмов, посвященных бердским поэтам. В процессе работы с архивными видеозаписями бердский режиссёр Татьяна Свиридова обнаружила уникальные кадры, на которых запечатлён поэт Евгений Тареев. Татьяне удалось открыть новую страничку биографии нашего знаменитого земляка, сообщает сайт Бердск-Онлайн.

Татьяна Свиридова вспоминает, что вся бердская кинохроника, которая до настоящего времени попадала ей в руки – это немое кино без сопроводительных записок и каких-либо пояснений, что создает определенные сложности в работе с этими плёнками.

В настоящее время Татьяна работает по заказу бердской центральной библиотечной системы: ей нужно создать три фильма о трёх бердских поэтах: об Анатолии Сорокине, Юрии Павкине и Евгении Тарееве.

– Месяц назад я нашла кадры с Анатолием Сорокиным, а буквально днях – с Евгением Тареевым. Но если Сорокина я искала целенаправленно, потому что помню, что он где-то уже мелькал, то Тареева я нашла совершенно случайно. Просматривала хронику и вдруг мне показалось, что человек в кадре похож на поэта Тареева. Я сделал стоп-кадр, и отправила его дочери Галине. Она глянула и говорит: «Похож», но уверенности у нее не было. Затем я отправила ей коротенький видеофрагмент, тогда она убедилась, что это действительно отец.

Татьяна уверена, что это очень важное открытие для города, в котором проходят Тареевские чтения.

– А уже когда в нашем распоряжении появились несколько кадров с поэтом, дочь сообщила мне, что хранит дома аудиокассету с голосом отца. О такой удаче я и мечтать не могла! Ведь услышать голос поэта, читающего свои стихи, это еще более ценно, чем увидеть картинку, — делится эмоциями Татьяна. Режиссёр подчеркивает, что озвучка документальных архивных фильмов – это 70% работы над ними, ведь чаще всего команда, работающая над фильмом, понятия не имеет, кто эти люди, что двигаются на экране в немом кино.

– А дальше началось то, что я называю «киноархеологией». Известно, что бердский поэт Евгений Тареев был автором сценария фильма «В 1000 адресов», того самого, что был заложен в «капсулу времени». Долгое время мы знали о его существовании, но не могли найти. Оказалось, что все это время он был у нас буквально под носом – нашлась картонная коробка с надписью «фильм из капсулы времени».

Валерий Бадьин когда-то рассказывал, что в свое время директор радиозавода Александр Шкулов пригласил Тареева и сказал: «Вот вы пишете о берёзках, а вы возьмите и напишите о заводе – это было бы дело!» Через неделю появились стихи о заводе.

А затем Тареев стал работать над фильмом о заводе.

– Сейчас для работы над фильмом я изучаю дневник Евгения Тареева. Там мне попалась такая фраза: «Был в Москве. Нужно для заводского фильма снять Дворец съездов и Спасскую башню». Я пересматриваю фильм – а там все, как по написанному: и башня, и дворец. Оказывается, в этом фильме он выступил еще и в качестве оператора! Почему именно он с камерой поехал в Москву, остается лишь догадываться. Но из его дневника становится понятно, что путешествовать ему нравилось: он составил список из 60 городов, в которых побывал.

А затем внимание Татьяны привлекла рука, которая мелькает в кадре. В фильме речь идёт о том, что после того, как Дзержинский завод выехал из Бердска, на месте будущего завода оставался настоящий погром. По сюжету директор завода пишет письмо в Москву: в кадре лишь рука с татуировкой.

Режиссёр к этому моменту уже знала, что поэт отбывал наказание и не единожды, а потому она снова позвонила дочери поэта, чтобы спросить, была ли у отца такая татуировка. Галина Тареева посмотрела кадры и узнала папину руку и почерк.

– Кто-то, может быть, скажет – пустяки. А мне кажется, что все эти крупицы дополняют образ поэта интересными фактами, которые заполняют белые пятна в его биографии.

Таким образом, становится понятно, что Евгений Тареев стоял у истоков бердского кинематографа. К слову, фильм, снятый в 1971 году «в 1000 адресов» занял третье место на областном фестивале. В библиотеке хранится статуэтка.

– Это не только про Тареева, это про историю Бердска, историю развития кинематографа в Бердске, который, оказывается, имеет более, чем полувековую историю, — уверена Татьяна Свиридова.

Добавим, что фильмы о бердских поэтах, создаваемые по заказу ЦБС города, в рамках проекта «Наследие поэтов Бердска – в авангард культуры Сибири» выйдут на экраны уже к концу этого года.

Евгений Тареев — в аудио- и видеоархивах

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить