В Третьяковской галерее выставлялась художница из Бердска
Бердчанка Анна Забурунова победила в конкурсе молодых художников: из 500 заявок для выставки «Таинственная Сибирь» в новой Третьяковской галерее было отобрано всего 37 авторов.
О возможности принять участие в выставке молодых сибирских художников Анна узнала случайно от своей коллеги, она же поделилась с девушкой контактами организаторов.
– Всё оказалось очень просто: я отправила заявку, мою работу отобрали и пригласили в Москву. Весь процесс был очень приятным и легким, все организационные вопросы решались очень быстро. Я не первый раз выставляю свои работы, мне есть с чем сравнивать: обычно это очень энергозатратный процесс, – вспоминает Анна.
Выставка «Таинственная Сибирь» была призвана сделать свежий срез работ нового поколения сибирских художников, привлечь внимание публики к новым именам, помочь сибирским авторам найти своего зрителя и расширить профессиональный опыт. Новосибирскую область на этой выставке представляла только бердчанка Анна Забурунова. Добавим, что в выставке принимали участие авторы в возрасте до 35 лет.
Выставка проходила в новой Третьяковской галерее (второе здание Третьяковки расположено в Москве на Крымском валу).
– Огромное здание, множество залов. Наша выставка проходила по соседству с Врубелем: эта такая честь!
Я приезжала на открытие, там была торжественная часть, нам вручили дипломы участников, вручили каталоги работ экспозиции, каждому предоставили слово. Там была возможность продажи своих работ: в выставке принимали участие галеристы.
Сама выставка длилась всего две недели и завершилась в минувшее воскресенье, 28 ноября.
– Такие события воодушевляют, дают толчок в развитии. Это даже звучит престижно! Даже учитывая то, что это была не постоянная экспозиция, что в ней принимали участие лишь молодые авторы и только из Сибири. Тем не менее, попасть в Третьяковку – это круто. Я даже и не думала, что мне когда-то выпадет такая возможность, – делится впечатлениями художница. – А ещё это новые знакомства, возможность увидеть иные взгляды. Для художника вообще важна насмотренность. В Новосибирске не так много выставок проходит, поэтому для меня это было серьезным событием. А в Москве я почувствовала, что людям искусство интересно.
«Жизни путь»
Картина, которая выставлялась в одной из самых престижных галерей в стране, долгое время стояла у художницы дома, на полу.
– Оказалось, что с пола до Третьяковки – рукой подать, – смеется Аня.
Авторское название «Дорога жизни» организаторы выставки изменили. В Третьяковке она выставлялась под названием «Жизни путь».
– Впрочем, суть не изменилась, поэтому я не возражала. Там изображен человек, который идёт по хлипкому мостику через Гумёнку – в Бердске этот мостик знают все. Знакомые удивлялись: как такой ветхий мостик вообще попал в Третьяковку? В моём понимании мостик – это аллегория человеческой жизни. Он может быть трухлявый, поломанный, где-то не хватает досточек, где-то нет перил. А человек идёт: оступается, падает, снова встает, иногда ему не за что ухватиться. А он идёт, потому что впереди – рассвет. Впереди дом, где его ждут. Он идёт к своей цели, к чему-то светлому, теплому… Может быть, к Богу. Такую философию я закладывала, когда писала этот пейзаж.
Художница признается, что ее вдохновляют простые сюжеты, природа. Ей нравится находить красоту в обыденные вещах.
– Мне нравятся быстрые этюды с натуры: они всегда живые и эмоциональные. Да и для художника это полезно.
Анин путь
В художественную школу «Весна» девятилетнюю Аню привёл папа.
– Я думаю, что талант мне достался как раз от отца. Он был творческим художником: рисовал, занимался режиссурой. Хотя мама уверяет, что художницей я стала, потому что она красила стены, когда была беременна мной, – улыбается девушка.
Так или иначе, волевое решение за дочь принял отец, который забрал Аню с бальных танцев и отдал в художественную школу. В художке Аня стала ходить в дополнительную секцию масляной живописи, которую вел Андрей Степанович Гульков.
– в 2004 году художку я окончила. Тогда же я решила для себя, что рисовать я больше не буду никогда: за школьные годы замучилась рисовать стенгазеты и все такое. А спустя несколько лет я сильно заболела, не могла ходить. Тогда я поняла, что снова хочу взяться за кисть. Разыскала своих преподавателей и опять начала учиться, уже более осознанно: теперь меня никто не заставлял, – вспоминает Анна.
– Я училась, и продолжаю учиться у гениальных педагогов Ольги и Андрея Гульковых. Начинала учиться у них еще когда они работали в художественной школе «Весна», сейчас они уже не работают там, но продолжаем общаться, я по-прежнему считаю их своими учителями. Благодаря их усилиям я что-то умею, это они привили мне вкус. Думаю, что и в Третьяковку я попала благодаря им.
Сегодня Анна Забурунова уже сама даёт уроки детям, проводит мастер-классы.
Некоторое время назад она сама владела галереей в Академгородке, организовывала выставки. Однако после рождения ребенка свою галерею девушка закрыла.
Свою дочь Анна решила не ограничивать рамками альбомного листа и выделила ей целую стену в комнате, где малышка может творить.
– Я интуитивно почувствовала, что нужно сделать именно так. А позже прочитала, что у маленьких детей действительно еще нет ощущения границ, поэтому для творчества им нужно пространство.
Художник должен быть голодным?
Вопреки расхожему мнению о том, что творческой профессией денег не заработать, Анна уверена, что если человек занимается любимым делом, если вкладывает душу в свою работу, она всегда будет востребована, а значит и оплачиваема.
– Конечно, доход и признание приходят не сразу. Важно не бросать начатое, не гнаться за большими деньгами. Важно не останавливаться в развитии, учиться. Постепенно моё любимое дело стало приносить и прибыль. Хотя и у меня были моменты отчаяния, когда я думала, что все, что я делаю, никому не нужно.
Расставаться со своими работами порой бывает нелегко: Аня сравнивает свои картины с детьми.
– Когда я продаю свою картину, я испытываю примерно те же чувства, как когда расстаюсь с дочкой: например, уезжаю куда-то. Но я себя успокаиваю тем, что я отдаю свою работу в добрые руки. Конечно, таких эмоций нет, когда картина изначально писалась на заказ: я просто не успеваю проникнуться к ней такими родственными чувствами. Хотя все работы разные, и чувства всегда разные. Но в любом случае обратная связь – это всегда приятно.