Журналист Бердск-онлайн учился работать и выживать в условиях теракта
В течение дня в эту пятницу, 7 июля, на базе полигона военной части в рабочем посёлке Горный Тогучинского района Новосибирской области региональные журналисты осваивали практические навыки работы в условиях чрезвычайных ситуациях, боевых действиях и в случае террактов. Учения были организованы пож эгидой Национального антитеррористического комитета оперативным штабом в Новосибирской области.
Рукводитель аппарата оперативного штаба в Новосибирской области Александр Уланов подчеркнул, что таких учений для прессы не было ни разу за всю историю существования НАК.
— Чтобы у вас сложилось представление: что такое боевые действия, как целесобразно себя вести в боевых действиях и в различных критических ситуациях. Не хотелось бы, чтобы вы в них оказались. Но с учетом того, что ваша работа может быть связана и с этими вопросами, это актуально и для вас, — обратился к группе журналистов Александр Уланов.
В учениях приняли участие 17 корреспондентов и видеооператоров изданий Бердск-онлайн, НСК-49, Комсомольская правда.Новосибирск, Советская Сибирь, 8 канал, ГТРК, Новосибирские новости, Курьер.Среда.Бердск, ОТС.
Антитеррор — для прессы
После инструктажа прессу отправили в учебный класс. Нам сначала показали фильм «Работа журналистов в экстремальных условиях», подготовленный Союзом журналистов Москвы.
В фильме детально разъяснено, что журналист должен взять с собой, как нужно себя вести, к чему быть готовым, если отправляешься в боевые условия.
Говорить о международном праве или остаться живым?
— Международное право — вещь хорошая. Но когда вы сталкиваетесь с людьми, которые преступили закон, соевршив тяжкое преступление — такое, как террористический акт, убийство нескольких человек — им всё равно расстрельная статья. Им что за одно «болтаться», что за другое. Международное право для них — пустой звук. А разговор с ними на тему «не имеете права» — только озлобит их, — наставляли нас после показательного штурма, во время которого наши бойцы понесли потери — были застрелены террористами.
Сотрудники ОМОН продемонстрировали, какие ошибки, стоящие жизни, могут совершить журналисты, если не будут беспрекословно выполнять распоряжения командира группы.
— Согласовывайте свои действия с командирами групп. Не с высоким начальством — не с генералами и маршалами, не с министрами. Потому что они мыслят стратегически. А на тактическом оперативном уровне работают командиры групп, — это был для прессы еще один урок школы выживания. — Ладно вы сорвете спецоперацию — это полбеды. Но вы подставите бойцов!
На наших глазах террористы захватили заложников. Все крики корреспондента о том, что он представитель свободной прессы, что имеет право на защиту и его просьбы давть возможность сделать звонок, вызвали обратную реакцию бандитов. Они, снимая убийство на видео, «перерезали» ему горло.
Это было учение. Но очень реалистичное.
Девушка-журналист 8 канала тоже оказалась «в плену». На ее освобождение ушло 2 минуты. Девушке три раза под выстрелы и взрывы повторяют одну и ту же команду. Она в растерянности и не понимает. Омоновцы командным тоном говорят ей: «Коленки под себя! Коленки под себя!!!», а потом поласковее: «Подогни коленочки» и помогают ей пролезть в узком пространстве.
— О, боже! Я спасена! — восклицает девушка, когда ее выводят со всё еще заломленными за спиной руками.
Пока личность заложника не установлена, его не освобождают, и могут с ним «невежливо» обращаться. Поэтому рекомендуется терпеливо ждать и выполнять приказы антитеррористической группы.
ВИДЕО: Ошибки журналистов во время боевых действий
Добро пожаловать в ад!
Обучали журналистов не только профессионалы военного дела, но и коллеги. Телеоператор ГТРК Сергей Радаев рассказал, как он не единожды бывал в командировках в Чечне, как учился на своих ошибках. Предупредил нас, что в первую очередь необходимо знать, отправляясь в «горячие точки».
— Учение от настоящего отличается очень сильно. По себе скажу: как только заехали в первую деревню — в первой командировке, там стоял огромный ангар. На нем было написано огромными буквами «Добро пожаловать в ад!». И что-то сразу очень опустилось… — делился воспоминаниями Сергей Радаев.
— На Родине памятник поставят, но жизнь не вернешь! — комментируют опытные сотрудники.
— Гибель журналиста — это на всю страну, все узнают об этом… Сами себе создаем проблемы… Я думаю, вы согласны со мной, да? — обратился Радаев к коллегам.
ВИДЕО: Телеоператор Сергей Радаев — об опыте поездок в Чечню
Прыгай или получишь пулю!
А дальше было самое интересное — экипировка и показательные выступления сотрудников Росгвардии.
Сначала нам продемонстрировали форму и минимальный комплект боевого оружия. Журналистам предложили примерить на себя каску и бронежелет, вес которых без оружия и боекомплекта около 23 кг. Вызвались самые смелые — журналисты сайта Бердск-онлайн и газеты «Советская Сибирь». Нам предстояло вместе с отрядом ОМОНа взобраться на БТР и поучаствовать в показательном бое.
Залазить на бронетранспортёр было очень тяжело, так как вес экипировки ощутимо тянул к земле и мешал свободно передвигаться. Но оказалось, взобраться на БТР — было не самым сложным заданием.
Отряд начал движение и командир предупредил нас о резкой остановке и взрыве, после которых мы немедленно должны спрыгнуть с БТР и следовать дальнейшим инструкциям. Ждать пришлось недолго. Боевая машина разогналась до 80 км/ч, раздался взрыв, прозвучали выстрелы.
Мой прыжок в тяжёлой экипировке — как в замедленной съёмке — растянулся по времени, ведь прыгать было высоко и страшно. Но командир, заметив, что я замешкалась, резко сказал: «Получить пулю куда страшнее!».
И я спрыгнула.
Приземлиться удалось сразу на обе ноги, но нас с коллегой мгновенно окружили бойцы ОМОН: приказали присесть на колени и двигаться по ходу движения БТР, прячась за ним и отрядом.
Омоновцы в «масках», бронежилетах и с оружием в руках выглядят одновременно устрашающе и героически. Их команды слушаешься с первого раза. И хоть все мы заранее знали, что идет учебный бой, мне всё равно было страшно. И я не знала, что произойдёт в следующий миг, что делать, куда бежать.
Окажись я в реальном бою, мне кажется, не смогла бы одновременно спасаться от пули и снимать на фото или видео происходящее. К слову, фотокамеру мне в этот раз пришлось оставить у коллег, так как это ещё плюс лишних полтора килограмма к весу экипировки. А телефон спрятала внутри бронежилета, так как карманов в нем не нашла, да могла и повредить экран при резкой остановке бронетранспортёра.
ВИДЕО: Экипировка бойцов ОМОН
После насыщенной практической программы для нас был проведен небольшой мастер-класс о способах оказания первой медицинской помощи. Учила журналистов останавливать кровь и бинтовать раны начальник медицинской службы 10-ой отдельной смешанной авиационной эскадрильи Марина Кочанова.
ВИДЕО: Первая медицинская помощь — должен знать журналист
Завершающей частью обучения стал мастер-класс «Мины, взрывные средства и техника безопасности» подполковника Альмантаса Алекна — одного из лучших саперов Сибири. Таких живых и подробных рассказов о взрывах и разновидностях мин я никогда не слышала. Подполковник Алекна показал нам массу мин и взрывных устройств, обнаруженных на территории Новосибирской области. Рассказал о минах-ловушках, которые с каждым днём совершенствуются, и обнаружить их порой практически невозможно.
Подзанавес учений мы отправились на «минное поле». Там журналист «8 канала» бесстрашно преодолела препятствия и осталась невредимой.
Справка Бердск-онлайн
Первый учебно-практический курс специальной подготовки представителей СМИ к работе в экстремальных ситуациях был проведен в Новосибирской области по инициативе Национального антитеррористического комитета (НАК) России при участии регионального управления ФСБ и Росгвардии.
Учеба призвана определить единые подходы к освещению государственной политики в сфере борьбы с терроризмом.