Видео: Разбившийся в Бердске Як-52 был лучшим самолетом в ДОСААФ
Суд над экс-директором негосударственного образовательного учреждения «Новосибирский авиационный спортивный клуб» ДОСААФ России Сергеем Сметаниным 25 января начался в Бердске.
Его обвинили по двум статьям УК РФ: оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц и нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба и смерть двух лиц.
По версии следствия, по вине Сметанина 7 августа 2014 года на аэродроме «Бердск Центральный» погибли 42-летний инструктор и 16-летняя курсантка. А Российской Федерации из-за крушения самолета причинен ущерб на 1 млн 680 тыс. рублей.
Как сообщил в суде заместитель военного прокурора Новосибирского гарнизона Евгений Макеев, представляющий сторону гособвинения, Сметанин был наделен всеми полномочиями, согласно должностным обязанностям. Но он не обеспечил соблюдение всех правил безопасности. А также, как сказал Макеев, «умышленно нарушил свои обязанности», поручив по телефону руководить полетами другому лицу, хотя он сам являлся руководителем полетов.
Срок годности лётного судна истек. И Сметанин продлил срок годности в 2014 году. Как подчеркнул гособвинитель, самолет не получил всех необходимых разрешений на полеты, и Сметатнин был обязан запретить их.
Видео: Военная прокуратура Новосибирского гарнизона о причинах крушения Як-52 в Бердске
— Действуя умышленно, желая получить вверенному ему учреждению прибыль, Сметанин незаконно продолжил эксплуатацию воздушного судна, — сказал Макеев.
Защитником Сергея Сметанина в суде выступает летчик-испытатель Роман Соловьев. Он считает, что вины его доверителя в смертельном инциденте нет. Указывает на ошибку пилотирования. Отмечает, что Сметанин не нарушил никакие нормативные акты и добросовестно исполнял свои служебные обязанности. Попросил суд оправдать Сергея Сметанина за отсутствием события инкриминируемого преступления.
Защитник предоставил суду хронометражи взлетов самолета Як-52. Также попросил вызвать в заседание свидетелей трагического события и людей, которые, по мнению стороны защиты, способны дать пояснения по сути ЧП, поскольку являются опытными летчиками, знающими специфику самолета Як-52. Также могут подтвердить готовность судна к полетам и наличие необходимых регламентных предполетных работ, инспектирование аэродрома «Бердск-Центральный».
Видео: Защита Сернея Сметанина: экипаж Як-52 совершил ошибку
Защита полагает, что самолет находился в технически исправном состоянии. Но из-за ошибки пилотирования ушел в штопор через 12 секунд полета.
Сергей Сметанин в период следствия был отстранен от должности и сейчас работает заместителем директора авиаклуба ДОСААФ по НСО.
— Это была роковая ошибка, допущенная экипажем, — ответил он на вопрос сайта Бердск-онлайн.
— Пилот считался достаточно опытным. Как он мог допустить ошибку?
— Ничего не могу сказать.
Сметанин говорит, что сегодня никто не сможет с абсолютной точностью утверждать – кто именно управлял самолетом ЯК-52 в момент крушения. На борту не предусмотрены системы объективного контроля – это не «Боинг», отмечает Сметанин.
К пилоту-инструктору никогда не было никаких нареканий.
— Инструктор был хороший, подготовленный. Ошибка экипажа – невыдерживание режимов полета на взлете. Это чисто лётная ошибка.
— Как опытный пилот мог допустить такую ошибку?
— А как опытные пилоты у нас погибают? – ответил вопросом на вопрос Сергей Иванович. – Также, как и все, к сожалению. Я не могу сказать, как опытный пилот ее допустил… Претензий к нему никогда не было. Летал хорошо. Пришел из армии, где был инструктором. Переучился, летал, обучал…
— Курсантка влияла на режим полета?
— Да, она управляла самолетом. Но я не знаю на каком этапе она управляла самолетом. Это была система подготовки курсантов: курсанты учились, инструкторы показывали, контролировали, учили. Видимо что-то пошло не так…
Сметанин говорит, что хорошо знал при жизни 42-летнего инструктора ДОСААФ России Евгения Якимова. Чуть хуже знал 16-летнюю курсантку Сибирского авиационного кадетского корпуса им. А.И. Покрышкина Викторию Горелкину.
— Я прекрасно знаю ее отца. Он в нашем аэроклубе был тандем-мастером. Ее дедушку – директора кадетского корпуса – я тоже прекрасно знаю. Не раз и до того, и после мы нормально беседовали. Общались после трагедии.
Видео: 7 августа 2014 года на аэродроме в Бердске разбился самолет. Погибли два человека
Сметанин говорит, что лично не приносил семье погибших извинения. Это было сделано от лица аэроклуба. Ему не известно, возлагают ли на него вину в смертельном инциденте родственники погибших. Ему лично об этом не говорили и не высказывали претензий.
— Я не могу сказать, кто именно управлял самолётом – я не находился в самолёте. Там нет системы объективного контроля, которая применяется на больших самолетах типа «Боинг», где самолет напичкан электроникой. Там практически любое действие экипажа можно понять – кто управлял самолётом, что делал пилот — записываются все переговоры летчиков. И можно понять, кто управляет, легче разобраться. На данном самолете средств объективного контроля нет. Просто нет.
Самолет был исправен, подчеркивает Сергей Сетанин, отмечая, что разбившийся Як-52 был лучшим самолетом в аэроклубе. В 2011 году самолет прошел капитальный ремонт на Шахтинском авиаремонтном заводе. Конструкторским бюро им. Яковлева было дано заключение, что он годен к эксплуатации. Срок годности был определен до весны 2016 года – сроком на пять лет на 500 часов полетов. Як-52 выработал лишь половину ресурса.
Независимый эксперт — Пилот-любитель, директор по стратегическому планированию ассоциации выпускников НГУ Дмитрий Осипкин, не имеющий отношения к данному уголовному делу и смертельному инциденту, к которому обратился за консультацией Бердск-онлайн, полагает, что поломка, приведшая к катастрофе, не могла быть предвидена или предотвращена наземными службами.
— Самолет старый, это первый и самый очевидный фактор. Можно сколько угодно продлевать срок годности, но усталость металла никуда не денешь, однажды он даст трещину, что и произошло.
Техническое обслуживание было по регламенту. Без этого самолет не выпустят. Невозможно сейчас установить, что послужило причиной сваливания в штопор — ошибка пилотирования инструктора или рефлекторная реакция курсанта в первой кабине. При любом стечении обстоятельств никакое пилотирование не могло спасти пилотов: самолет горел в воздухе, система пожаротушения на нем не предусмотрена, принудительного покидания нет.
Эксперт полагает, что основная первичная причина катастрофы в давно и абсолютно устаревшем парке спортивных самолётов России. Вторая причина кроется в недостатках конструкции ЯК-52. Третья — в отсутствии систем обеспечения безопасности пилотов: пожаротушения, катапультирования пилотов или спасения всего самолета парашютного типа.
Судебное разбирательство по уголовному делу будет продолжено 1 февраля.