Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами: советы для родителей
Основы материального успеха
В систему грамотного обращения с денежными средствами входят 4 базовых умения:
- Зарабатывать
- Тратить
- Копить
- Инвестировать
Если человек обладает всеми четырьмя и умело применяет их в своей жизни, он, скорее всего, не будет иметь материальных сложностей и с легкостью станет благополучным.
При обучении ребенка обращению с деньгами важнее всего помнить, что дети всегда берут пример со своих родителей и копируют их поведение. Поэтому, прежде чем что-либо объяснять своему ребенку, задайте вопрос самому себе: «а как я распоряжаюсь своими денежными средствами?».
Как и в каком возрасте начинать обучение?
Начинать понемногу «закладывать» в ребенка знания о грамотном обращении с деньгами можно уже в три-четыре года, так как в этом возрасте дети активно осваивают ролевые игры: кафе, магазин, салон красоты.
Сделать это можно следующими способами:
- Разговаривайте с ребенком во время посещения магазинов, в игровой форме рассказывайте ему о дешевых и дорогих товарах, сравнивайте их по количеству и качеству. Самое главное – чтобы ребенку было интересно и весело, потому что в этом случае полученная информация запомнится лучше.
- Расплачивайтесь наличными, чтобы ребенок видел материальные деньги: суть и смысл безналичных операций ему пока трудно понять и осознать.
Семейный бюджет
Ничто не научить детей обращаться с деньгами и планировать расходы эффективнее, чем практика.
Поэтому следует позволять ребенку принимать участие в процессе планирования семейного бюджета:
- До 7 лет: можно составить список продуктов и поручить ребенку поиск указанных в нем товаров в магазине.
- 8–13 лет: можно поручить ребенку расчет общей суммы предстоящих покупок с помощью калькулятора.
- 14+ лет: можно полностью передать подростку ответственность за планирование покупок продуктов.
Карманные деньги
Карманные деньги детям можно и нужно давать. Маленькому ребенку (до 8 лет)– небольшими суммами раз в неделю, ребенку постарше (8+ лет) – более крупными суммами раз в месяц.
Важно помнить, что нельзя устанавливать сверхконтроль за тем, как и на что дети тратят свои карманные деньги, ведь ответственность появляется только тогда, когда есть свобода.
Ребенка можно поощрять дополнительными карманными деньгами за выполнение заранее оговорённых с ним условий: например, за ежедневное мытье посуды или за хорошие оценки в школе. Главное, чтобы эти условия были выполнимыми.
Обратите внимание, что детей нельзя наказывать, отнимая у них уже накопленные деньги. Это приведет лишь к чувству обиды и беспомощности и не окажет никакого «поучительного» эффекта.