Экс-директор КБУ Бердска: Так кто я – отъявленный злодей или администратор?!
В Бердском городском суде продолжаются прения по уголовному делу против бывшего директора МУП «Комбинат бытовых услуг» Бердска Александра Кожина, а также его двух его сообщников — гендиректора ЗАО МК «Сибиряк» Владимира Дыненкова и замдиректора «Спецавтохозяйства» Сергея Оленича. Их судят за причинение многомиллионного ущерба бердскому МУП КБУ.
Напомним, ранее в прениях выступила гособвинитель Анна Белова. Она попросила суд дать всем трём фигурантам реальные сроки: Кожину – 4,5 года, а Дыненкову и Оленичу – 4 года колонии общего режима.
Теперь настал черёд выступлений самих подсудимых и их адвокатов.
Долги «Сибиряка» на должность не влияли
Александр Кожин основательно подготовился к выступлению. Он исписал несколько толстых тетрадей, чтобы подробно изложить свою позицию.
Начал Александр Юрьевич с вопроса:
— Так кто же такой Кожин? Отъявленный злодей или администратор? — спросил о себе подсудимый в третьем лице.
Экс-директор КБУ достаточно подробно пересказал основные вехи своей биографии. Он имеет 22 года управленческого стажа. За его плечами – работа на крупных энергетических предприятиях, должность в мэрии Новосибирска (он был заместителем Владимира Городецкого, когда тот был мэром), членство в экспертной комиссии при Госдуме РФ, множество наград, в том числе и правительственных.
С 2013 года Кожин возглавляет бердский КБУ. А в 2018 году контракт с ним был продлён до 2023 года.
— Ситуация с «Сибиряком» не влияла на продление контракта со мной, — подчеркнул Кожин.
Напомним, обвинение считает, что Кожин мог «простить долг» «Сибиряку» , чтобы удержаться в кресле директора. Но Александр Юрьевич эту версию опровергает и напоминает о том, что в 2018 году ему предлагали более высокую должность – гендиректора «СибЭКО». И он даже собирал все необходимые документы, чтобы пройти конкурсный отбор. Но не успел – его задержали по уголовному делу.
Бывший директор пожалуется на нынешнего?
Кожин категорически не согласен с выдвинутым обвинением. Он заявил, что не давал подчинённым указаний о перерасчётах с намеренным снижением суммы долга «Сибиряка» перед КБУ. Не указывал он и прекратить работу над иском в адрес «Сибиряка».
Кожин утверждает, что иск не был отправлен в суд в марте 2018 года только из-за президентских выборов. Претензии в адрес жилого комплекса и его жителей могли бы вызвать недовольства среди населения. Иск намеревались отнести в суд в конце апреля – после более точных и выверенных подсчётов. Кстати, по словам Кожина, 380 тыс. рублей – это сумма доначислений к уже имеющемуся долгу, а не сумма, до которой был уменьшен долг, как считает следствие.
Александр Кожин напомнил, что иск всё-таки дошёл до суда уже при нынешнем директоре КБУ Владимире Воспанчуке. КБУ потребовал от жилого комплекса 63 млн рублей. В итоговом судебном решении сумма уменьшена до 5,7 млн рублей.
Примечательно, что суды были только с «Сибиряком». К «СтройРегионСервису», которму, по версии обвинения, Кожин тоже намеревался «простить долг», иска подано не было до сих пор. Кожин сегодня заявил, что если его приговор будет обвинительным, то он вынужден будет обратиться в прокуратуру на нынешнее руководство КБУ. Потому как по логике обвинения получается, что и теперешний директор КБУ Воспанчук «продолжает превышать полномочия», не обращаясь в суд с исковым заявлением.
Уголовного дела быть не должно
В своём выступлении Александр Кожин подверг критике цифры, фигурирующие в уголовном деле. Ссылаясь на показания свидетелей, он ещё раз подчеркнул, что не имел злого умысла о чём-то договориться с «Сибиряком». Шло разбирательство между двумя коммерческими структурами, которое, по мнению Кожина, не должно было вылиться в уголовное дело.
Также Кожин напомнил историю со своим подчинённым – коммерческим директором КБУ Сергеем Орловым. Как неоднократно заявляли подсудимые, Орлов якобы просил взятку у Дыненкова, чтобы «замять» разбирательства с долгами «Сибиряка». Отметим, что проверка правоохранительных органов не подтвердила факта вымогательства. Орлов проходит свидетелем по делу Кожина.
В суде объявлен перерыв, но выступление Кожина ещё не окончено. Подсудимые планируют не один день доказывать свою невиновность. Впрочем, приговор, скорее всего, успеют вынести до нового года.
Дело Кожина: хроника
Напомним, в марте 2018 года Кожин, Оленич и Дыненков попали под уголовное преследование. По данным следствия, жилой комплекс «Сибиряк» на берегу Бердского залива без учёта потреблял холодную воду. Нормативные расчёты показали, что за водоснабжение «Сибиряк» оказался должен КБУ более 170 млн рублей.
Следствием установлено, что когда к Кожину через посредников обратился гендиректор МК «Сибиряка» Дыненков, не желающий вносить 170 млн рублей за потребленную воду, тот снизил задолженность до 380 тыс. рублей, чем причинил муниципальному КБУ колоссальный ущерб. В роли переговорщика о необоснованном занижении суммы долга вёл, в том числе, замдиректора МУП «Спецавтохозяйство» Сергей Оленич.
Уже после возбуждения уголовного дела, в мае 2018 года КБУ предъявил «Сибиряку» иск на 170 млн 199 тыс. 657 рублей 84 копейки. Новосибирский арбитражный суд 25 марта вынес решение по иску: «Сибиряк» должен выплатить КБУ 57 млн рублей.
7-ой арбитражный апелляционный суд в Томске отменил решение о взыскании 57 млн рублей в пользу КБУ Бердска с жилого комплекса «Сибиряк». Взыскиваемая сумма снижена в 10 раз — до 5,7 млн рублей.
Обвинение же настаивает на том, что ущерб от действий Кожина достигает 75 млн рублей.