Как попасть на экскурсию в самолёт Ту-104 на аэродроме в Бердске?
Самолет Ту-104, стоящий на аэродроме в Бердске, — местная достопримечательность, которая к тому же, давно обросла легендами. Впрочем, вовсе не беспочвенными, ведь даже сам факт, что самолёт когда-то самостоятельно приземлился на грунтовый аэродром – само по себе практически чудо!
Интерес к нему усилился после того, как загоревшаяся идеей восстановить самолет в Бердске жительница Новосибирска, доктор математических наук Мария Карманова взялась за ее воплощение.
С тех пор не раз звучал вопрос: поднимется ли самолет в небо? В тот момент, когда после полувековой стоянки, самолёт вдруг встрепенулся и пошевелил элеронами, показалось, что этот момент рано или поздно настанет.
…. В 2009 году Мария впервые увидела самолёт, превратившийся к тому времени в надгробие самому себе. Девушка прониклась острой жалостью к крылатой махине, которая больше не видит неба. Ей очень захотелось, чтобы однажды самолёт взлетел. Всё свое свободное время, все средства Маша тратит на самолёт, который, по сути, не принадлежит ей. Энтузиастке удалось не только одну за одной находить аутентичные детали «тушки», но и собрать целую группу таких же, как она подвижников. Тех, кто так же как и Маша, уверены – самолёт должен летать.
А пока группа увлечённых авиацией людей практически сумела создать музей-самолет Ту-104.
Ранее сайт Бердск-Онлайн уже рассказывал о возможности посетить виртуальную экскурсию самолета Ту-104 на официальном сайте tu104a.ru.
Кроме того, в отдельные дни можно побывать внутри самолета вживую.
Как попасть на экскурсию в самолет Ту-104 в Бердске?
Вы были в кабине настоящего самолёта? Видели то, что видят пилоты? Трогали приборную доску? В курсе, что «черный ящик» на самом деле круглый и оранжевый? Нет? Это можно исправить!
Как правило, экскурсии по самолету Ту-104 на аэродроме в Бердске проводятся по выходным дням. Нужно понимать, что самолёт – это не музей, а Мария – не музейная служащая, поэтому чёткого графика работы просто не существует. Однако увидеть Ту-104 вполне возможно. Для этого следует написать Марии Кармановой в социальных сетях, согласовать с ней время экскурсии и приехать на аэродром «Бердск Центральный». А самолёт вы там точно увидите – это самый большой объект на лётном поле.
— Желающих попасть на экскурсию много. Бывает, мне пишут, мы договариваемся, а на экскурсию приходит целая группа — человек 20-25. Это радует, что людям действительно интересно узнать историю этого известного самолета, — признаётся Мария.
В минувшую субботу, 9 июля, корреспондент сайта Бердск-Онлайн так и поступила: договорилась с Марией о встрече и побывала на экскурсии в легендарной «тушке».
— Мне хочется, чтобы люди познакомились с историей авиации и самого самолета, потому что я считаю это важной частью нашей истории. В свое время, например, самолет Ту-104 вызвал шок в хорошем смысле в западных странах. Появление Ту-104 вызвало такую реакцию, когда весной 1956 года несколько таких самолетов прилетели в Лондон. Со дня окончания Великой Отечественной и Второй мировой войны, с 1945 года, прошло чуть более 10 лет, и тогда вызвало удивление то, что Советский Союз создал реактивный пассажирский самолет за такое короткое время.
Первый Ту-104 взлетел в 1955 году. После испытаний их начали изготовлять серийно. В свое время этот самолёт был символом научно-технического прогресса, поэтому я считаю это надо показывать людям, – начинает экскурсию Мария Карманова.
Как «тушка» попала в Бердск?
Энтузиасты не только восстанавливают «начинку» самолёта, но и узнали всё-всё о его «биографии».
«Наш» самолет был изготовлен в 1958 году на Харьковском авиазаводе. Сначала он летал из Внуково (Москва). Повидал мир – был даже за границей! Компоновка салона была двухклассной — на 70 мест. Спустя девять лет его приписали к Ленинградскому аэропорту «Шоссейная» (Ныне – Пулково, Санкт-Петербург). Из двух салонов сделали один – на 115 мест.
— В Новосибирск Ту-104 попал в 1977 году. В это время в Институте теоретической и прикладной механики Академгородка работал Валерий Михайлович Рыцарев, который занимался исследованиями в области аэродинамики. Ему нужна была летающая лаборатория на базе планера. Но планерный клуб закрылся еще в начале 1970 – х годов, и тогда Рыцарев поставил себе задачу: во-первых, восстановить планерный клуб, во-вторых, он хотел создать юношескую планерную школу (ЮПШ).
В конце 1970-х годов самолеты Ту-104 начали выводить из гражданской авиации. Тогда Рыцарев отправился в Министерство гражданской авиации, чтобы получить разрешение получить один из самолетов ТУ-104 для ЮПШ, чтобы он стал учебным классом для юных планеристов. Получил.
Одновременно на аэродроме Бердск Центральный измерили грунт твердомером, чтобы понять, выдержит ли он посадку такого самолета, как Ту-104, который даже с минимальной заправкой весит около 50 тонн. Бердский аэродром существует с 30-х годов прошлого века, он был и учебным, и военным. Однако такие тяжеловесы тут не приземлялись ни до, ни после «тушки».
– Утром 28 июня 1978 года этот Ту-104 перегнали из Толмачево в Бердск. Полет занял меньше 8 минут, — рассказывает Мария Карманова.
Девушка и самолёт
Мария узнала о том, что на Бердском аэродроме есть самолет Ту-104, в 2009 году. Ее это заинтересовало, и девушка решила приехать и посмотреть на этот самолет.
— Узнала из интернета и от знакомых, что в Бердске есть самолет, который можно потрогать, посмотреть, посидеть внутри и побывать в кабине. Небольшой компанией приехали сюда. Нам повезло, потому что открыли самолет, показали кабину, но очень расстроило его состояние, потому что там все было разворовано и разбито. И я посчитала, что, все-таки, самолет достоин лучшего состояния. И потом мне удалось договорится с руководством, чтобы мне дали разрешение на его реставрацию. Инструктор из аэроклуба посоветовал, где можно найти бывших лётчиков. Мне, действительно, повезло поговорить с некоторыми из них. Один из пилотов-пенсионеров дал мне руководство по летной эксплуатации и много полезных контактов. Также мне дали книги, по которым я стала изучать Ту-104 и, конечно же, стала искать в интернете все необходимое оборудование. Именно так и началась моя работа по реставрации самолета Ту-104, — делится энтузиаст.
За пять лет Мария Карманова смогла собрать все приборные доски: девушке удалось увлечь своей идей других неравнодушных любителей авиации. Что-то нашлось на складе аэроклуба, но, в основном, все оборудование покупали в Интернете. Реставрировать самолет Марии Кармановой приходится на свои деньги. Но, говорит она, бывало такое, что дарили трап, черный ящик, штурвал. А еще в самолет приходят волонтеры, которые выполняют грязную и сложную работу. Они стараются помочь. Им не все равно.
Мария рассказала, что самым сложным в реставрации был поиск редких частей, потому что многое оборудование использовалось на Ту-104 с 1950-х годов, а сейчас оно практически нигде не применяется.
— Была проблема с поиском астронавигационного оборудования. Сейчас проблемой является найти специалиста, который смог бы грамотно все посмотреть, осуществить диагностику, что надо менять и на что менять. Также главное, чтобы человек горел этим делом. То есть делал не «на отвали», а именно профессионально.
Несмотря на трудности, Мария Карманова считает, что продлить жизнь и функционирование самолета возможно.
— Все зависит от наличия средств и наличия специалистов. То есть, надо доставать необходимые материалы, находить специалистов, которые разбираются в этом. Я считаю, что состояние самолета существенно зависит от грамотного пользования и правильного технического обслуживания. Нужно поддерживать его техническое состояние, смотреть, чтобы все работало, и так далее. Я, как-то, каталась на Ли-2 – это единственный летающий в мире самолет. Его восстановили в Венгрии. Мне удалось там побывать, и я полетала на нем пассажиром. Он был сделан еще в 1949 году. Он и до сих пор летает. — говорит девушка.
Энтузиаст, увлечённый небом, Мария Карманова не теряет надежды на то, что самолет Ту-104 снова оторвется от земли и взлетит.