«Кто гарантирует, что этот дом не завалится и не погребёт нас всех?»
«Кто гарантирует, что этот дом не завалится и не погребёт нас всех?», задаются вопросом жители дома № 15 на улице Лермонтова. Два десятка человек не чувствуют себя в безопасности, когда ложатся спать в собственных квартирах. Как живут люди в этом доме, выяснил сайт Бердск-Онлайн.
20 марта в одной из квартир этого дома обрушилось потолочное перекрытие. По счастью, обошлось без жертв. После этого в доме уже побывала комиссия, в которую вошли представители управления градостроительства, капитального строительства, ЖКХ, управляющей компании «Вымпел Сервис». По результатам осмотра, как ранее сообщил сайту Бердск-Онлайн руководитель управления градостроительства Дмитрий Есиков, будет рекомендовано проведение экспертизы для признания дома аварийным. А пока дом аварийным не считается.
Журналист Бердск-Онлайн побывала в двухэтажном доме на Лермонтова,15.
Входная дверь одноподъездного восьмиквартирного дома гостеприимно распахнута. На втором этаже у одной из дверей аккуратно составлены куски штукатурки.
– В вашем доме потолки падают? – спрашиваю у немолодой женщины, жительницы одной из квартир второго этажа.
– А вы не видите? – указывает она на эти самые куски. – Проходите, расскажу, как мы тут живём.
Галина Панюкова живёт на Лермонтова, 15 вот уже 42 года. Вспоминает, что когда-то этот дом строился как общежитие для сотрудников швейной фабрики. Сама она проработала на фабрике 40 лет, была секретарём партийной организации на предприятии.
– Говорят, этот дом был дипломной работой студентов. Сначала здесь были отдельные комнаты, потом их переделали в квартиры. Сейчас в доме 8 квартир, в общей сложности в доме живет не меньше 20 человек, — говорит Галина Александровна.
Мать успела оттолкнуть ребенка, когда потолок стал рушиться
Разумеется, проблемы в доме начались не вчера и даже не в понедельник, когда в квартире №5, которую арендует многодетная мать, обрушилось потолочное перекрытие.
– У них в туалете текло с потолка, она мастера вызвала, чтоб посмотрел, что можно сделать. А мастер даже не успел ничего предпринять, как огромный кусок – метр на метр где-то – рухнул. Она только успела мальчишку вытолкнуть в сторону, он рядом крутился. Хорошо, там полка была, куски эти на нее сначала попадали. В семье четверо детей. После этого она ко мне прибежала: «Галина Александровна, посмотрите, что у нас стряслось»! Мы сразу позвонили в 112, хозяйке квартиры, в управляющую компанию…
«Такие рисунки в каждой комнате»
Трещины же в доме появились уже давно. Жители своими силами ежегодно пытались заделывать их при помощи монтажной пены, штукатурили, замазывали. Но через какое-то время трещины снова начинали змеиться по углам: «такие «рисунки» тут в каждой комнате».
– Пластиковые окна мы поставить не можем: специалисты отказываются, говорят нельзя трогать стены. Недавно сосед затеял ремонт и ужаснулся: дыры в стенах такие, что фуфайку засунуть можно. И нанять никого не получается: строители зайдут, глянут и отказываются что-то тут делать. Говорят, стены завалиться могут. Чтобы штукатурка не сыпалась на головы, в спальнях мы сделали натяжные потолки, — грустно констатирует Галина Александровна.
Пенсионерка вспоминает, что когда-то давно к ним приходила специалист из УК «Вымпел Сервис», показывала бумагу, в которой было сказано, что дом стоит в графике на капремонт на 2022 года. Жители терпеливо ждали. А в 2022 позвонили в УК, чтобы спросить, как им нужно готовиться к ремонту. И с удивлением выяснили, что по графику капремонт в доме запланирован на 2026-28 годы.
– Но он не достоит до этих лет! Тут все рушится!
Галина Панюкова добилась, чтобы ей показали акт обследования: каждый специалист написал, что менять в доме нужно все целиком.
– Крыша дыроватая. Лет 5 назад за наш счёт поменяли несколько листов. А сейчас говорят, что нет смысла менять шифер частями, нужно всю крышу менять.
Все согласны на переезд
В октябре 2022 года вопрос встал еще более остро. С первыми морозами люди стали замерзать в своих квартирах.
– В комнатах было 13 градусов. Тоже звонили, писали, обращались к своему депутату – Дмитрию Титову. Приходили к нам из управляющей компании, и из КБУ, собирали комиссию. На совещание в администрацию меня приглашали. После вмешательства исполняющего обязанности главы Захарова в течение двух дней батареи стали горячими, так что перезимовали нормально!
Вопрос о том, что дом нужно признавать аварийным, поднимался, со слов Галины Панюковой, уже тогда.
– Я спросила: «Вы можете дать гарантии, что этот дом не завалится и не погребёт нас всех? Если да, то мы спокойно будем тут жить». Нам сказали, что для того, чтобы дом расселить , понадобится согласие каждого жителя. Я лично обошла все квартиры и собрала это согласие, — говорит Галина Александровна.
Обращение на имя главы администрации с просьбой признать дом аварийным, с указанием, что каждый житель этого дома согласен на переселение в пределах Бердска, Галина Александровна отправила еще в конце 2022 года, однако пока ответа не получили.
Лёд тронулся?
– Но не было бы счастья, да несчастье помогло: в пятой квартире обрушился потолок! Специалисты управляющей компании приезжали, хотели разобрать там какую-то надстройку, а там под ногами все ходуном ходит – живое! И они отказались от этой идеи, чтобы самим не провалиться. Сегодня приходила очередная комиссия. Наш депутат говорит: «ну вот, Галина Александровна, лёд тронулся». А я хожу с этим вопросом уже пять лет по инстанциям и пока он ни на грамм не сдвинулся. Комиссии приходят и уходят, а мы остаёмся, – сокрушается пожилая женщина.
– Мы побывали в этом доме: ситуация сложная. Сейчас я готовлю акт по итогам визуального осмотра, который будет передан на утверждение Захарову. Дом действительно проблемный: есть большие трещины, сгнили конструкции деревянной кровли. В своём заключении я укажу, что в дом необходимо пригласить специализированную комиссию для детального обследования и выдачи специализированного заключения. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем можно было признать этот дом аварийным. Пока он таковым не признан, — прокомментировал ситуацию сайту Бердск-Онлайн начальник управления градостроительства Дмитрий Есиков.
По информации, предоставленной на сайтах ГИС ЖКХ и Фонда модернизации ЖКХ, двухэтажный шлакоблочный дом, построенный в 1961 году, считается исправным.