Можно ракету собрать: Что таит в себе свалка Бердска?
Свалка Бердска недавно вновь напомнила о себе. На ней случился серьезный пожар, дым от которого застелил город.
Журналист сайта Бердск-онлайн 19 марта побывал на полигоне твердых бытовых отходов и узнал, почему он может считаться гордостью города, что можно найти в кучах мусора, и нужен ли Бердску мусороперерабатывающий завод.
Четырехэтажные мусорные горы
Бердский полигон ТБО появился более 60 лет назад – в 1956 году. Ранее там находился отработанный глиняный карьер. С годами свалка все росла и росла. Сейчас площадь полигона составляет 40,2 га – это примерно 57 футбольных полей.
Свалка разделена на две зоны – хозяйственную и рабочую. В хозяйственной части располагается контрольно-пропускной пункт, весы и скважина, откуда берутся пробы грунтовых вод. В рабочей зоне складируют отходы, большая часть этой территории уже заполнена.
Сейчас на полигоне хранится 7 млн кубических метров мусора. Невозможно подсчитать, каков объем отходов под землей. Но горы хлама над поверхностью полигона имеют высоту 4-этажного дома. Над рукотворными хребтами из пакетов, бутылок, упаковок и остатков пищи парят стаи голубей. Летом сюда прилетают чайки. Говорят, пару лет назад на свалке жили даже рябчики. Диких зверей и собак не видно.
Нет на бердской свалке и бомжей, утверждает руководство муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» (МУП «САХ»), которое содержит полигон. Бродяг гоняет местная охрана. Их лачуги снесли. На днях для контроля свалку посетил мэр Бердска Евгений Шестернин. Он убедился в том, что бомжи действительно покинули полигон.
Глядя на бескрайние просторы свалки, нельзя не подумать о «сокровищах», которые здесь скрываются. По словам директора «САХ» Софьи Солоповой, на полигоне несколько раз находили деньги. В основном, старые монетки и купюры. Случалось, впрочем, натыкаться и на новые. Как-то раз рабочие нашли 10 тысяч рублей. Видимо, в Бердске живут те, кто в прямом смысле сорит деньгами.
— Если задаться целью, из находок на свалке можно собрать ракету, — шутит Солопова. – По большому счету, там есть все. Вопрос в том, надо ли искать?
А вот криминальных находок – вроде частей тела или целых трупов — последние семь лет, с момента создания МУП «САХ», на свалке не было. Этот факт, безусловно, радует.
Ежедневно на свалку привозят порядка 150 тонн мусора. Увеличение его объемов происходит ежегодно — примерно на 5% по сравнению с предыдущим годом.
Честный подсчет
Начинается бердская свалка с будки КПП. Там сидит контролер, который следит за мусоровозами и проводит их взвешивание. Раньше количество ввозимого мусора измеряли в кубах. Теперь – в тоннах. Софья Солопова подчеркивает, что Бердск в числе первых в Новосибирской области перешел на такую систему измерения отходов. Она честнее и точнее.
Кубометр мусора стоил 51 рубль. А тонна мусора стоит 310 рублей 18 копеек. Кроме того, существует коэффициент плотности, рассчитанный на основании замеров мусора от разных объектов. Тариф утвержден областным департаментом по тарифам.
— Это четкий учет ввозимых отходов. Для тяжеловесных промышленных отходов это, конечно, не очень выгодно. Если раньше за машину отдавали 300-500 рублей, то сейчас 3000 рублей. Но раньше мы теряли прибыль, так как не учитывалась плотность мусора. Раньше мусоровоз завозил 20 кубов, и мы не могли оценить, что это за мусор. А сейчас заехал мусоровоз на весы, а они показывают 100 кг. Значит, будь добр, заплати за 100 кг. Это честно по отношению ко всем, — считает Солопова.
На въезде и выезде со свалки мусоровозы встают на специальные автоматизированные весы. Результат выводится на экран в будке контролера. Так удается узнать, сколько тонн мусора ввезено на полигон одной машиной.
— Все точно, как в аптеке, — уверяют сотрудники «САХ».
После измерений мусоровоз проезжает на рабочую зону и разгружается. Бульдозер «Спецавтохозяйства» разравнивает получившуюся кучу.
В последнее время колоссально увеличилось количество пластиковых пакетов. А они практически не разлагаются. Зато при пожаре хорошо горят и выделяют едкий дым.
На полигон привозят не только бытовой мусор, но и производственный. Такие крупные компании как «Мастер и К», «Элизиум», «Нотис», «Строительные системы» имеют договоры с «САХ». При заключении договоров с организациями «Спецавтохозяйство» запрашивает перечень ввозимых отходов и паспорта на них. Это делается для того, чтобы не допустить ввоза на полигон опасных отходов.
Видео. Как работает свалка Бердска
Полигон обслуживает 11 человек: 4 контролера, 2 бульдозериста, водитель погрузчика, работники и начальник полигона. Руководство «САХ» очень дорожит этой командой. Здесь работают самоотверженные и стойкие люди.
Вечно горящая
В 2016 году свалка загоралась по-крупному несколько раз. В связи с этим в августе того года была превышена предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе. По предположениям Солоповой, мусор тогда поджигали намеренно. Горели изолированные участки, куда не ввозятся новые отходы. Кому это было нужно, не ясно. Но, к счастью, больше такой ситуации не повторялось.
В 2017 году на полигоне зафиксировано всего три пожара. Но горение свалки – непрекращающийся процесс. То там, то тут на полигоне можно увидеть струйки дыма. Мэр Шестернин за это как-то раз назвал свалку «долиной гейзеров». Остановить это внутреннее горение невозможно. Но его реально контролировать.
— Наша задача – не допустить выхода огня наружу. Но как показал последний пожар, который произошел из-за ввоза на полигон тлеющих углей, что бы мы ни делали, все равно есть такие моменты, от которых мы не застрахованы, — заключает Софья Александровна.
Надо сказать, что на свалке нет удушающего запаха. Дымом пахнет не больше, чем от маленького костра. А вони от разлагающегося мусора не ощущается вообще. Скажем так: провалы от сгнившего коллектора в Микрорайоне источают куда более сильные и неприятные ароматы. Но в дни пожаров обстановка на полигоне совсем иная. Да и не зря рабочим «САХ» дают выплаты на молоко «за вредность». Все-таки это совсем не курорт.
Бердск готов к мусоропереработке?
Сортировкой мусора на свалке сейчас по договору занимается сторонняя организация. Из массы отходов вручную вынимается бумага и пластик для вторичной переработки. «САХ» пока не может заниматься этим самостоятельно – нет соответствующей лицензии. Впрочем, предприятие оформляет нужные документы и в будущем планирует собственными силами извлекать из мусора сырье для переработки.
— Это будет громадный плюс. Незначительно, но будут уменьшаться объемы мусора. К тому же, картон и пластик – это сложно тушимые материалы, и их извлечение благоприятно скажется на экологической обстановке, — отмечает Софья Александровна.
Выемка бумаги и пластика уже положительно отразилась на работе свалки – стало меньше возгораний. А если они и случаются, то потушить их теперь проще.
Много лет в Бердске обсуждают идею строительства мусороперерабатывающего завода. Даже иностранцы предлагали свои услуги в этом направлении. Но пока все задумки и планы плохо коррелируются с реальностью.
— Проекты, которые доходили до нашего предприятия, нам не подходят. Мне особенно запомнился один проект: бункер с сепаративным оборудованием. Мусор высыпается в бункер и распределяется по массе и плотности. Но мы знаем, что в один мусоровоз может попасть все, что угодно: начиная от ваты и заканчивая электроплитой. Если такая плита упадет на сепаратор, завод встанет. Это будет дорого стоить. Для того, чтобы запускать линию, нужно пройти долгий путь. Начинать надо с жителей. Я не прошу сортировать мусор. Но нужно понимать, что плиту не надо засовывать в бытовые отходы, — рассуждает Софья Александровна.
Гораздо перспективнее появление на полигоне сортировочных линий. На них можно производить ручной отбор мусора на конвейерах. «Ценные» фракции отправлялись бы на переработку, а ненужные – складировались на полигоне. Подобная сортировка есть на многих свалках России. Хотя переговоры с инвесторами уже ведутся. Проектом сортировочных линий и мусоросжигательного завода интересуются в том числе иностранные компании.
— Считаю необходимым отметить факт, которым можно гордиться: полигон ТБО Бердска вошел в государственный реестр объектов размещения отходов. В настоящее время всего три полигона Новосибирской области вошли в него. Этот реестр дает право работать. Если полигона нет в реестре, то это уже несанкционированная свалка, — говорит Солопова.
А еще свалка Бердска вошла в схему, разработанную в рамках «мусорной концессии». И это значит, что при появлении единого регионального оператора, который возьмет под контроль всю сферу отходов области, закрытие бердскому полигону ТБО не грозит. Местной администрации удалось доказать на областном уровне, что свалка Бердска вполне жизнеспособна.
По приблизительным подсчетам, нынешней территории бердской свалки хватит до 2032 года. Дальнейшее расширение границ полигона пока не предвидится. Рассматриваются варианты выделения новых земельных участков, но точное их месторасположение еще не определено.