°C

Повторные обсуждения строительства полигона ТКО у Маяка – жителям Бердска дали слово

Проектировщик: Жить рядом со свалкой некомфортно. Но это – не свалка!
Многие участники обсуждений выступили против строительства полигона у Маяка
Многие участники обсуждений выступили против строительства полигона у Маяка
Проектировщик: Жить рядом со свалкой некомфортно. Но это – не свалка!

Больше двух часов 132 человека, приехавшие в Искитимский РДК «Ленинского комсомола» лично, и  еще с десяток по ZOOM-связи в режиме видеоконференцсвязи участвовали сегодня, 24 мая 2022 года, в повторных обсуждениях проекта полигона ТКО, строительство которого планируется на искитимской земле — за бердским кладбищем. Точное число участников из Бердска и из Искитимского района сообщить сайту Бердск-Онлайн пока не смогли организаторы в райадминистрации — есть только общий список. 

По видеоконференцсвязи участвовали глава Бердска Евгений Шестернин и председатель горсовета депутатов Владимир Голубев.

Ведущий слушаний — заместитель главы Искитимского района по вопросам ЖКХ, энергетики и газификации Алексей Колотий особо подчеркнул, что слово получили все, кто желал выступить и задать вопросы, высказать мнение.

— Дали высказаться всем бердчанам. Хотя мероприятие для жителей Искитимского района. Ваше мнение зафиксировали на слушаниях. И учитываются все мнения 100%. Есть и устные, и письменные отзывы, — отметил модератор мероприятия, пояснив, что общественные обсуждения проекта признаны состоявшимися.

Протокол будет размещен на сайте администрации Исиктимского района и в СМИ. А документы обсуждений передадут  их заказчику – ООО «Полигон», выступающему с намерением строить полигон.

О чем рассказал проектировщик?

Представитель проектной компании, разработавшей проект  будущего полигона ТКО, рассказал аудитории, что получено положительное заключение по результатам изысканий.

Общая площадь нового полигона ТКО 22 га. Его мощность 39 тыс. 900 тонн в год. Планируется отбор 8% фракции для переработки на мусоросжигающих заводах региона. Остальные отходы будут захоронены на территории полигона.  Проект полигона, по уверениям проектировщика, соответствует госстандартам.  Было получено положительное заключение по санитарной зоне. Пока еще ожидается заключение государственной экспертизы проекта. 

Организации пришлось устранять документальные и некоторые иные замечания, полученные от экспертов. Поэтому срок прохождения государственной экспертизы сдвинут. Ранее, напомним, директор ООО «Полигон» Денис Шалдов говорил о том, что заключение госэкспертизы ожидается в первом квартале 2022 года.

Проектировщик перечислил три варианта возможного развития событий.

Нулевой вариант – отказ от  намечаемой деятельности строительства и эксплуатации нового полигона ТКО с сортировочной линией на земельном участке с кадастровым номером 54:07:047401:1085. При этом, как отметил проектировщик, действующий бердский полигон ТКО на 2 млн кубометров, существующий с 1954 года, не имеет сортировочной линии, что противоречит законодательству. Там нет геомембран, препятствующих попаданию воды с полигона за его пределы. Нет санитарной зону. Срок его эксплуатации уже больше 25 лет, и его реконструкция, по словам проектировщика, невозможна. 

Первый вариант. Строительство нового с использованием траншейного способа захоронения.  Причем строительство как таковое предусмотрено территориальной схемой размещения ТКО в регионе, отметил проектировщик. Учитывается транспортная доступность и соблюдение санитарного законодательства, направление ветра.

Второй вариант строительство полигона с использованием картового метода захоронения. При нем площадь полигона наиболее рационально используется, задействуется меньшая площадь, чем при траншейном способе. И этот второй вариант проектная организация по заказу ООО «Полигон» рассматривает для реализации проекта.

Проектируемый полигон делится на две зоны: производственная и вспомогательная. Предусмотрены участок сортировки, участок захоронения, сооружения для приема сточных и ливневых вод.  Основное в новом полигоне – участок захоронения. Через каждые 2 метра отходов будет застилаться 15 см изолирующего сырья. Новый полигон, как говорит проектировщик, соответствует нормам пожарной безопасности и взрывобезопасности.

Дренажная система отводит фильтрат к месту сбора. Воды будут перехватываться – и дренажные и поверхностные, грунтовые.  В реку они не попадут, поскольку вся вода останется на участке в специальном бассейне. Перелива при правильной эксплуатации не произойдет, вода пойдет в подземные емкости – они герметичные.  При этом проектировщик  подчеркнул, что он не гарантирует правильной эксплуатации, а лишь проектирует.

Проектировщику пришлось ответить на много вопросов. Они прозвучали как от простых от жителей Бердска, так и от депутатов бердского горсовета. А также от жителей искитимских поселков Лебедевка, Маяк, Сосновка, от проживающих на территории садовых обществ и СНТ. Выступили несколько помощников депутатов Госдумы РФ.

—  Вариант «ноль» — на кого ссылаетесь? 

 Есть реестр объектов. Можно посмотреть годовой объем и вместимость полигона. Почему не можем использовать? Требования к сооружениям и срок эксплуатации прописан. 

—  Как при проектировании рассчитали объем?

Есть терсхема обращения с отходами, утверждена правительством Новосибирской области. Специалисты рассчитали объемы. Терсхема для нас является одним из основных документов.

— Рассчитывая объем мусора вы не рассчитали дороги, по каким его повезут?

— Проектирование объекта сконцентрировано на конкретном земельном участке.

— Было ли учтено наличие природных водных ресурсов?

— Этот документ прикладывался к изысканиям.

— Вы знали, что под пос. Маяк есть подземная линза, вода в которой пригодна для технического и питьевого использования?

— Мы знали.

— Вы знали и спроектировали?

— Почему нельзя проектировать?

— Без учета подземных водных ресурсов вы не можете говорить, что объект не приносит вреда природной среде.

— Инженерные экологические изыскания проведены. В Минприроды рассмотрены. В процессе экспертизы положительное заключение получено. Это не свалка. Свалка – открытое складирование отходов. У нас инженерное сооружение. Его некорректно называть свалкой.

— Почему не посчитали землю с/о «Бытовик», находящегося ближе всего к проектируемому объекту, как жилую зону? На дачах прописываются и живут.

— Получено разрешение и заключение. Скорее всего, это все было учтено.

— Имеете ли вы разрешение на строительство вблизи аэродрома?

— Получено разрешение от всех аэродромов. Все положительные ответы.

Надежда Гарифулина из села Лебедевка, 30 лет живет там

— Если действие существующего полигона недопустимо, то на сколько лет вы строите? На 25 лет? Грунтовые воды поднимаются.

— Проектными решениями предусмотрено все. И доложен быть экран, не допускающий проникновения грунтовых вод в почву – пленка. Это не свалка, куда навалены отходы без изоляции. Это сооружение.

— Вы будете пользоваться защитной пленкой?  Это будут яды. Вонь. Вы учитываете розу ветров?

— Конечно, есть требования закона. Мы их обязаны соблюдать. Законы заложены в решения и проекты. Если исполняться  не будет – вопрос другой. Жить рядом со свалкой некомфортно. Но это – не свалка! Пищевые отходы и кости здесь не захораниваются. Они не будут там гнить.

— Что будет, если на полигон попадут батарейки? Они высокий класс опасности.

— Все отходы сначала пройдут через мусоросортировочный комплекс. Люди будут это собирать. И не позволят захоронить.

— Мусор должен будет приходить с отдельным сбором. Куда будут захоранивать  остальные классы опасности?  

— Все, что не соответствует классу опасности, не должно попадать на полигон. Для этого и есть мусоросортировка.

—  Написано, что полигон – современный мусоросортировочный комплекс. А отбор полезной фракции всего 8%. Насколько корректно называть современным?  Пищевые отходы будут поступать на полигон. А на отбор пойдут лишь пластик, стекло.  

—  8% сырья отсортировывать — это реально. Мы руководствуемся современными нормами и правилами, поэтому и сооружение современное.  Сортировка прописана в строительных нормах, без этого не построить. 

— Сбор мусора на полигон будет из Искитима, Бердска, Академгородка, части Первомайского района Новосибирска. Транспорт сегодня не заходит в пос. Маяк, поскольку дорога разбита. И в итоге весь поток мусорных машин пойдет по нашей дороге разбитой? Какая экономия идти мусорным машинам из Искитима через Бердск?

— Мы руководствовались терсхемой. В ней написано, какими дорогами пользоваться. Оценивать принятое решение мы не можем. На это решение было потрачено много времени. Вопрос экономии – не подскажу. Наша задача правильно складировать отходы.

— Мы,  бердчане, знаем, какая река паводковая идет на Бердск. Она ломает нам ливневки. Как вы защитите полигон, чтобы его не смыло в Бердск? Чтобы не пошла вода с мусором.

— Предусматривается система канав. Она рассчитана на паводок. Нормативы учтены. Какой паводок будет, сколько миллиметров – все учтено. Это открытая емкость, которая перехватывает весь поток воды.  Вода останется на участке нашем и никуда не стекает.

— Может МинЖКХ найдет другое место – альтернативное?

— Мы не выбирали место, воспользовались местом из терсхемы.

— Куда пойдет вода из емкостей?

— Емкости с датчиками. Диспетчер получит сигнал о достижении уровня и примет решение об откачивании в специализированную организацию.

Резкие мнения — личные и от лица соседей

На двухминутные выступления по итогам обсуждений записывались 20 человек, выступить решили, правда, не все. Некоторые выбивались из регламента, зачитывая длинные протестные обращения своих соседей. Фамилии некоторых выступающих прозвучали неразборчиво.

Любовь Кудрикова, Бердск: Здесь большая площадь садоводческих обществ. Мы подписали обращение в управление природными ресурсами и в областную прокуратуру. Мы против реализации проекта по строительству полигона. Здесь большое количество постоянно проживающих. Это была земля с/х назначения. С изменением статуса земель уже сделали дорогу к будущему полигону, несмотря на отсутствие разрешения на его строительство. Вы исправляете свои ошибки и проводите повторные обсуждения. Но до сих пор нет заключения госэкспертизы. Затрагиваются интересы 100 тысяч жителей Бердска, жителей Искитимского района. Это — все равно по сути своей свалка, хоть и с раздельным сбором. Жители готовы выйти на улицы.

Виктор Караськов, Бердск: Вся нагрузка по содержанию ляжет на муниципалитеты Бердска и Искитимского района. Дороги будут разбивать. Пыль, грязь, очистка – лягут на плечи населения.

Константин, Искитимский район:  Вы не хотите слышать. А я 15 лет ездил в Новосибирск. И когда полигон горит – дышать нечем, в том числе и на трассе. Бердск не меньше страдает от действующего полигона – все молчат почему-то.

Александр Жданов, Бердск: Аэродром – совместного базирования. Эксплуатацией предусмотрено, что самолеты  здесь будут садиться. А возле аэродрома идет высотная застройка – Ключевая, Поэзия. И теперь еще и полигон не учитывается.

Надежда Гариффулина: Почему не строить полигон на отдельном месте с отдельной дорогой? Предпринимателю построить на готовой дороге проще. Есть другие земли. Стройте там с новыми дорогами.

Наталья Слесарева, Бердск: Спасибо, что пригласили и разрешили, в отличие от администрации Бердска, которая нам все запрещает. Меня не слушали. Мне пришлось выйти в пикет и поднять народ. Мусорный полигон нужен. Но у вас большая территория в Искитимском районе. Предоставьте другое место. Чтобы люди не страдали. Надо думать о будущем

Вера Гладышева: У меня коллективное обращение от жителей Маяка и Сосновки Искитимского района. Объект такой мощности относится к 1 классу опасности. А у вас санитарная зона всего 500 метров.  Если полигон будет работать не 353 дня в год, как прописано, а 354, он сразу превысит санитарные нормы. Это слишком заниженный размер санитарной зоны. Этот участок не подходит для размещения! Участок входит в приаэродромную зону. Это будет угрожать безопасности полетов. Подъем грунтовых вод — до 1 метра.  А пойдет выдавливание грунтовых вод весом более 1 млн тонн мусора – куда пойду воды? Что всплывет быстрее: кладбище, СНТ? Угроза жителям, постоянно проживающим в СНТ. Накопление сотен тысяч тонн мусора – масштаб вреда не оценен. Соседство с полигоном  – вонь, смрад, крысы, смерть. Дорог к этому участку нет совсем. Существующие дороги не могут быть использованы.  Наше мнение – категорическое нет. Просим отказать.

Ольга Пьяных, пос. Маяк: В совхозном сельсовете проходили публичные слушания о перезонировании этого участка. С кадастровым номером было много всего интересного.  Спасибо прокуратуре, отменили решение от 2019 года. Все жители сел были против перезонирования пахотной земли в зону промышленности и размещения спецобъекта. Но наше мнение в протокол не включили. А для чего проводят слушания, если мнения жителей не учитывают? Чтобы галочку поставить?  Жители Маяка считают проект опасным для всех. Нам не нужно соседство с таким опасным предприятием.

Камиль Джафаров:  Документа, говорящего, что действующий полигон не может вести деятельность, у вас нет. Почему бердчане должны платить за мусор из Новосибирска? Речь о дорогах.  Рядом со стратегическим аэродромом построим мусорку? Когда очередного бердчанина повезут хоронить – будут говорить, что на мусорку повезли. Свалки горят не случайно. Гора за один пожар уменьшается на 2-3 этажа. И заново можно возить. Горел один полигон, будут гореть  два. Я как помощник депутата Госдумы пролазил все мусорки и помойки Новосибирской области. Все банально: бульдозер. И сортировка – бомжи, выбирающие цветмет.  А куча разносится. В Каргатском районе весной текут бутылки и пакеты. В Убинке — озеро мертвой рыбы. Рядом возозабор не только Бердска, но и Новосибирска. Давайте думать о будущем. Чтобы наши дети через 50 лет снова не выбирали место под свалку. Вложите деньги, если они есть у вас, и постройте завод на территории действующего полигона. Переработайте существующий мусор.

Елена Белова, Бердск: Уже много сказано. Мы, бердчане, несколько лет изучаем тему. И чем больше изучаем, тем больше вопросов. Недопустимо размещение!

Светлана Рябоконь, Бердск: Люди тут немолодые сидят. Жизнь быстро пролетела, да? Вот так же быстро всё пролетит. Один вопрос – совесть? Какая совесть у тех, кто проектирует и принимает решения? Мы говорим о последствиях.

Николай Сычев, Бердск: Протокол этого собрания нужно направить виновнику нашей встречи — в правительство Новосибирской области. Они создали этот повод.

Петр Балабанов, Марьин лог: Жители мне поручили высказать мнение: твердое нет. Подписи сдам. Марьин лог ближе всех – 900 метров.

Дмитрий Титов, Бердск: Сложно выступать после людей, которые уже пояснили, почему там строить нельзя. Решение примут жители Искитимского района. Прошу, учтите, что через овраг – могилы бердчан.

Андрей Никулин, Искитимский район:  Земляки. Я отвечаю за эту территорию. Мы, не разобравшись, привлекаем специалистов. Было много эмоций, хочется добиться успеха. Я не умалю ничье мнение. Я был депутатом бердского горсовета. Я проверял бердскую свалку по поручению главы Бердска. Здесь сейчас сидит глава Мичуринского сельсовета – молчит. При горении свалки страдает деревня Бердь и другие. Нам некуда бежать, мы близко находимся при пожарах на свалке. Это надо когда-то прекращать. Муниципальный полигон можно закрыть. Хоть сейчас. И везти мусор дальше. Мое мнение личное: пусть компетентные органы скажут, а мы не эксперты. Есть орган, который отвечает по закону.

Сергей Матвеев, село Тальменка: По пути в Тальменку находится Искитимская свалка. Ее каждый день видим. Будем захоранивать отходы на современных полигонах или закрывать глаза и захоранивать там, где срок давности прошел? Нет ни одного, кто хочет мусорный бак у своего дома поставить. Но хватит наш мусор утилизировать на свалках, какие никаким СНиПам не соответствуют. Я — за нормальные полигоны. И чтобы старые полигоны закрывали.

Напомним, региональной территориальной схемой обращения с отходами предусмотрено создание объекта размещения ТКО с объектом обработки на земельном участке 54:07:047401:1085 — вблизи с. Маяк Искитимского района, это участок возле бердского кладбища и реки Раздельная. Прогнозный объем капитальных вложений на строительство объектов размещения 135 млн рублей. Это – частные инвестиции.

Предполагаемые сроки строительства были 2021-2023 годы. Но пока, как говорит директор ООО «Полигон» Денис Шалдов, даже примерных сроков назвать невозможно.

Жители Бердска сразу воспротивились строительству полигона на данном участке. Опасения — в неизбежном загрязнении земли и воды, по сути в экологическим вреде.

Власти города также высказывались против появления «очередной свалки», при этом отмечая необходимость строительства мусороперерабатывающих заводов и сортировки мусора, поскольку иного способа сохранить экологию нет. А ресурс существующего полигона ТКО в Бердске скоро на самом будет исчерпан, потребуется проект его рекультивации.

 

Галерея:

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить