Вторник
16 апреля
2024
  °C

Психолог о массовом избиении ребёнка в Бердске: «Проблемы малолетних тиранов намного серьезней, чем проблемы жертвы»

Почему подростки нападают толпой? Разбор
С травлей нужно бороться всем вместе
С травлей нужно бороться всем вместе
Почему подростки нападают толпой? Разбор

О корнях подростковой агрессии и о том, почему в помощи специалистов больше, чем жертва, нуждаются те, кто нападает и те, кто видит и молчит, Бердск-Онлайн поговорил с новосибирским психологом Александром Устюжаниным.

Напомним, в Бердске в минувшую пятницу 13-летний школьник стал жертвой массового избиения: среди бела дня на глазах у прохожих подростки жестоко избили ребёнка. Несовершеннолетним агрессорам показалось, что их жертва отличается от них сексуальной ориентацией. Мальчик госпитализирован, личности нападавших установлены, этим делом занимается полиция.  Есть ли шанс не стать жертвой агрессивной толпы и почему массовые избиения случаются с завидной регулярностью? С этими вопросами мы обратились к специалисту Александру Устюжанину.

Жертвой может стать любой, кто хоть чем-то отличается от остальных

– Начнём с того, что ориентация тут совершенно ни причём. Более того, в подростковом возрасте говорить о сексуальной ориентации преждевременно, потому что они еще сами не могут знать этого наверняка.

На месте этого ребёнка может оказаться любой другой мальчик и даже девочка. Тот, кто чем-то отличается от других . Это может быть самый бедный, или наоборот, самый обеспеченный ребёнок в классе. Самый высокий или самый низкий. У него может быть другая внешность или национальность. Словом, достаточно просто отличаться хоть чем-то.

Почему подростки нападают толпой?

Агрессивное поведение толпы вовсе не обязательно связано с подростковым возрастом. Просто в подростковой среде это более заметно. Подобные вещи в более мягкой форме происходят в любых коллективах: на работе, в семьях, даже во внешней политике. 

Подростку трудно найти себя, поэтому они собираются в группы, в стае – проще и безопасней чувствовать себя частью коллектива похожих на тебя.

Нормальное большинство всегда боится потерять свою нормальность рядом с теми, кто чем-то от них отличается. Поэтому большинство с удовольствием сжигает тех, кто отличается, на кострах.

— В школе тебя учат считать, знакомят с творчеством Достоевского. Но подросток в это время испытывает настоящую бурю чувств, моральных переживаний. Это захватывает чуть более, чем полностью: юный мозг не может ничего этому противопоставить, у него нет ни опыта, ни знаний, ни примера друзей и знакомых. Чувствовать не учат нигде.

Таким образом, подросток оказывается в ситуации, когда внутри него буря, а что с этим делать он не знает. От родителей он слышит запреты, а примеры, которые он видит, как правило, ведут к противоположному результату. Таким образом, подростку остаётся либо держать эту бурю в себе, либо поступать неэтично, а порой и жестоко по отношению к другим.

А учитывая тот факт, что подростку необходимо самоутверждаться, то группировки и банды просто обязаны появляться. В таких группах не возникает вопрос этичности. Почему бы не затравить какого-нибудь хорошего человека, если это позволит обрести покой? Если такое настроение созрело, то они просто ищут наиболее уязвимого человека.

Что поможет разобраться в этом?

– Зачастую к агрессии как раз приводит отсутствие плана, как стать успешным, отсутствие красивого сценария будущего. Подросток видит, что его родители круглые сутки работают, но не могут заработать даже на самый простенький автомобиль, но при этом высокопоставленный чиновник сбивает человека и остаётся безнаказанным –  какой вывод он сделает?

Помочь разобраться могут книги, которые подростки не читают,  или фильмы, где показано, как проживать чувства. Но в подростковой среде популярностью  пользуются совсем другие фильмы, те, которые наоборот разжигают страсти.  Кинокультура не ставит перед собой цель преодолеть эмоциональное невежество, а наоборот эксплуатирует его в коммерческих целях. Театральный кружок, где ребенок может проживать разные роли, или какой-то другой мир, в котором ребёнок будет чувствовать себя успешным.

– То есть, если родители с младых ногтей водят ребенка по выставкам и театрам, то он не станет бить и травить людей?

– Это не гарантия. Но вероятность этого снизится. До высокой культуры надо дорасти. Не все в состоянии оценить Моцарта и Пушкина. Нужна доступная и понятная массовая культура – выставки, книги, спектакли и фильмы, где прорабатываются темы, близкие подросткам на понятном им языке. Где показываются возможные решения. Тогда они свою энергию будут направлять на творчество, на поиск себя. Им будет неинтересно творить зло. Нравственность, как и тело, нужно тренировать постоянно

Жертвы, буллеры и свидетели

Жертвы травли и даже физического нападения, как бы это парадоксально ни звучало, нуждаются в помощи психологов меньше, чем те, кто травит и бьёт.

– Конечно, жертве тоже нужна помощь. И, разумеется, если в коллективе есть травля, то в первую очередь нужно спасать жертву. Но если человек, перенес насилие и не сломался, то он выживет, окрепнет, станет сильнее, вынесет из этого уроки. Можно вспомнить пример из фильма «Чучело», в котором  жертва буллинга сумела победить жестокость своей  духовной нравственностью. У жертвы в любом случае есть понимание: я нормальный, а те, кто меня обижает – нет. У него есть ориентиры нравственности, он останется собой.

А вот у тех, кто травит и у молчаливых свидетелей со временем обязательно начнутся проблемы. Родителям именно этих дертей нужно бросать всё и срочно бежать к детскому психологу и психиатру, потому что прямо сейчас они теряют свою личность.

– У этих детей появляется опасный опыт решения своих проблем за счёт комфорта и безопасности другого человека. Это будущие садисты, тираны и домашние насильники. Он привыкает вымещать свою тревогу, беспокойство и стресс на других людях. Он будет отравлять свою жизнь и жизнь тех, кто рядом.

Если в вашем классе кого-то травят, рано радоваться, что травят не вашего ребёнка. Убедитесь, что ваш ребенок в этом не участвует.

Иначе он просто-напросто лишится шанса построить близкие отношения, дружбу, стать полноценным партнёром. Он никогда не будет считать других людей равными себе. Это касается каждого, кто принимает участие в нападении на других. Этот человек будет уверен в собственной безнаказанности. Причём речь идёт не о внешнем наказании со стороны строгих взрослых – это научит его лишь тому, что в следующий раз не нужно попадаться, — а о том, что он не переживает о сделанном, не испытал стыд, горькое чувство того, что он сделал больно другому, но при этом не разобрался в себе.

Другая проблема – молчаливые свидетели. Те, кто сам в не принимает участие в травле или избиении жертвы, но и ничего не предпринимает. Из них вырастут конформисты, которые будут всю жизнь ведомыми. Это с их молчаливого согласия к власти приходят гитлеры. Их легко обмануть. Они станут жертвами манипуляторов, рекламы или пропаганды.

Что делать родителям?

Первое и главное – быть на стороне своего ребёнка.

Школа – это место, где оказывают образовательную услуг. Каждый родитель должен четко понимать это, уверен психолог. И если в школе кого-то травят и бьют, то это не проблема школы, а ваша личная проблема, какую бы роль в этом процессе не занимал ваш ребенок. И первое, с чем нужно бороться – это с молчанием.

– Если вам стало известно о случаях травли: сообщите об этом в родительском чате, поставьте в известность руководство школы, классного руководителя, школьного психолога. Против буллинга нужно объединяться всем: в этом случае психологическое здоровье человека важнее, чем репутация школы и все остальное.

При этом основная работа нужно вести, повторюсь, не с жертвами, а с теми, кто травит. Спросите, чего они хотели этим добиться,  какой получить результат. Поинтересуйтесь, считает ли буллер нормальным ситуацию, когда свои проблемы можно решать за счёт комфорта и безопасности другого. И если ответ будет положительным, объясните, что это означает, что кто-то другой имеет полное право поступать точно также с ним.

Но работать с этими подростками должны авторитетные люди. Помогут тренинги, игры, в которых дети будут учиться чувствовать, смогут побывать на месте жертвы, свидетеля и буллера, проживут различные сценарии и научатся в конечном итоге разбираться в себе.

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить