Пятница
19 апреля
2024
  °C

«Сами мы не местные»: Всегда ли уместна благотворительность?

«Опрятная старушка» не может уехать в Академгородок. Истории бердчан и комментарии психолога
Для того, чтобы делиться, нужно иметь избыток
Для того, чтобы делиться, нужно иметь избыток
«Опрятная старушка» не может уехать в Академгородок. Истории бердчан и комментарии психолога

На днях читатели паблика Бердск-Онлайн ВКонтакте подняли тему благотворительности, собравшую полторы сотни комментариев.

«Сегодня встретила на остановке бабушку — опрятную, с золотыми украшениями, которая обратилась ко мне за помощью. На вид вроде и не скажешь, но у нее беда: нет денег добраться до дома. Она живёт в Академе, а в Бердск приехала на прием к врачу! Мне стало очень жаль бабушку, и я дала ей последние деньги, которые у меня были 1300р. Рассказала подруге, а она рассмеялась, сказав, что меня надули! Ну как так! Я одна воспитываю двух детей! Даже в голову не приходило так думать о наших пожилых родителях…. Я разочарована.  Но теперь хочу спросить, как можно наказать эту подлую лисицу?» — рассказала на стене сообщества свою историю читательница Бердск-Онлайн.

Подписчики сообщества активно комментировали пост. Кто-то осудил мать двоих детей и даже заподозрил ее в лукавстве. «Маршрутка до Академа 1300р»? — удивился подписчик Максим.

Другие уверены, что добрые дела нужно делать, во что бы то ни стало. «Прошу вас, не переживайте. Отдали, значит так надо. Будет трудный момент и это вернётся к вам, поверьте и не судите. А ситуации в жизни всякие бывают», — утешила обманутую мать Татьяна. С ней согласна подписчица Тамара: «Это не простота. Это доброта. Всем воздастся по делам нашим. К добру прилепится добро, к обману – обман».

Большинство же комментаторов узнали «опрятную бабушку», которая уже несколько лет подряд рассказывает доверчивым бердчанам душещипательные истории о том, как она не может уехать в Академгородок. Люди вспоминали, что в разное время жертвовали «попавшей в беду» старушке, кто 50 рублей, кто 200, кто 500.

Елизавета пишет: «Сама сталкивалась с ней неоднократно. У неё ещё есть уловка: «я не прошу, а беру в долг», мол завтра она на этом же месте отдаст. Но никто, конечно же, не приходит и не проверяет».

Анастасия: «Она этим занимается каждый день, это ее работа. Она не нищая, она просто врет всем, и больше всего деньги просит именно у школьников! Деньги, которые вы им даете на покушать в столовую! И не бабушка она, и не старая. Попробуйте ей ответить и обвинить в этом всем, она тут же изменится в лице и начнет гнать в ответ что-нибудь! У нее куча историй и все это давно отработано: и нога, и больница, и маршрутка, и кошелек и прочее! Куда уже можно пожаловаться на нее? Подваливает, как ни в чем не бывало, регулярно, так как не помнит, кто ее посылал уже, а кто давал денег. Спрашивает она это у каждого прохожего, кто по ее мнению может повестись!»

Кроме эмоций, в комментариях были и довольно конструктивные советы. К примеру, на вопрос Елизаветы: «Блин, эта женщина уже столько лет обманывает горожан. Неужели ничего нельзя с этим сделать?», ответил Станислав: «Елизавета, можно!!! Не давайте ей денег». Владимир предложил другое решение: «Я б сказал: Давайте лучше полицию вызовем, они помогут».

«Сначала наденьте маску на себя, потом на ребенка»

Ситуация простая: на улице к прохожему за помощью обращается человек, прохожий помогает деньгами, а через некоторое время понимает, что его обманули. В результате, человек испытывает не приятные эмоции от сделанного доброго дела, а разочарование и обиду.

Комментирует новосибирский психолог Александр Устюжанин.

— Сначала наденьте маску на себя, затем на ребенка. Что имеется ввиду? В нас с детства воспитывают жертвенность, необходимости помогать. Но, правда в том, что для того, чтобы что-то жертвовать, надо чем-то обладать. Если у тебя дефицит ресурса и ты берешься кому-то помогать, всем станет только хуже: тот, кто просит, привыкает паразитировать, а ты лишаешь себя того, чего и без того было немного.

Одно дело, когда кто-то попал под машину, упал, потерял сознание – человеку действительно требуется помощь. Разумеется, если человек упал на улице, то оказать ему помощь – не вопрос благородства, а нормальное человеческое чувство. Но даже в этом случае, помощь будет заключаться в том, чтобы вызвать скорую помощь, либо полицию – то есть специальные службы, которые умеют это делать профессионально. Но сейчас мы не рассматриваем ситуации, когда человек немощен.

Другое – когда взрослый человек оказался без денег на проезд. Он сам попал в эту ситуацию, его жизни ничего не угрожает, и посторонние люди не должны в ней участвовать. Лучше всего в этом случае просто не вмешиваться. Если кошелек украли – надо обратиться в полицию, в критической ситуации они и до дома довезут. В любом случае, взрослый человек в состоянии решить подобную проблему самостоятельно.

Рассмотрим ситуацию со стороны дающего и со стороны просящего.

— Для того, чтобы делиться, нужно иметь избыток. Встаньте на ноги, и только потом делитесь избытком своей силы. В этом случае вы действительно можете помочь нуждающимся и при этом сами останетесь в тонусе. Благотворительность и щедрость – для избыточных людей. Женщина с ребенком сама нуждается в помощи, поэтому, когда она решается помогать кому-то постороннему, она отнимает у собственных детей: время, силы, эмоции. Это как, если бы с босоногим поделился человек в дырявых валенках: лучше не стало никому.

Обратите внимание! Такие просители-мошенники подходят не ко всем. Они подходят лишь к тем, у кого повышено чувство ответственности.

Чаще всего люди с повышенным чувством ответственности – старшие или средние дети в семье. Это связано с тем, что у нас есть традиция вменять в обязанность старшим детям заботу о младших. Со временем забота о других – не обязательно близких – становится привычкой. Из «старшеньких» выходят идеальные жены, всепрощающие мужья. Они – источники силы. При этом из-за своего воспитания, они считают, что эта сила не принадлежит им и ей нужно делиться со слабыми. Но она не безгранична! Поэтому таким людям особенно важно научиться надевать маску сначала на себя, потом на своего ребенка, потом на своих близких и только после этого, в случае, если маски еще остались, можно надеть на кого-то еще.

Паразиты безошибочно определяют в толпе источник силы и разыгрывают перед ними беспомощность и слабость. Кстати, точно также часто действуют цыгане.

Как увидеть в толпе всегда готового помочь «старшенького»? Слабый человек не смотрит по сторонам – он либо ушел в себя, либо смотрит куда-то под ноги – его точно не заинтересует кто-то посторонний. Такой человек избегает вступать в контакт – зрительный, эмоциональный. К такому подходить бесполезно.

Другой вроде бы сильный, но он куда-то спешит – на работу, чтобы пополнить свои ресурсы, либо к близким, чтобы ими поделиться. Ему не до блуждания по сторонам, не до отклика. Ему некогда, он просто не заметит паразита. Поэтому к нему тоже не подойдут.

А вот если человек смотрит по сторонам, проявляет любопытство и хоть каким-то образом выдает, что способен на сострадание – это и есть «добыча».

— Как правило, такие люди начинают действительно с мелочей. В нашей культуре стыдно отказать человеку помочь 50-100 рублями. Но задача максимум – убедиться в том, что человек в принципе готов отдавать, потому что он сильный, а я – слабый. Дальше, как правило, следуют вторая и третья душещипательная история. А если человек готов отдавать, то можно просить и дальше. В этом случае единственный правильный ответ – послать подальше. Любая просьба, даже самая маленькая – неправомерна. Не должны посторонние люди решать чужие проблемы.

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить