Закулисье: Режиссёр и актёры бердского театра «В Главных Ролях» — о самом сокровенном
1 сентября 2007 года в Бердске был создан театр «В Главных Ролях»: в этот день на работу в детскую музыкальную школу имени Свиридова был принят Роман Мотылюк. Это событие перевернуло культурную жизнь города. Сегодня коллектив отмечает свой 15-летний юбилей.
Режиссёр — о сомнениях, сложностях и радостях
До музыкалки Роман не имел опыта работы театральным режиссёром, а потому сомневался в своих силах.
– У меня был опыт актёрской игры в самодеятельных театральных коллективах, был диплом режиссёра праздников, но я плохо себе представлял, как я буду работать с детьми. Были большие сомнения, смогу ли я преподавать актёрское мастерство. Об этом я прямо сказал тогдашнему директору БДМШ Нине Александровне Соболевской. Она в меня поверила, доверила мне… Наверное, не зря, — вспоминает Роман Мотылюк сегодня. Он добавляет, что пришлось многому учиться и переучиваться, но тот факт, что сегодня коллектив получил звание Заслуженный коллектив народного творчества Новосибирской области, говорит о том, что всё получилось.
А когда первый спектакль молодого режиссёра Мотылюка «Королевская корова» стал брать первые места во всех конкурсах, он поверил в себя и понял, что втянулся.
– Когда нам делали замечания, я понимал, что все это можно исправить, понимал, чему нужно учиться, но ещё я понимал, что двигаюсь в правильном направлении, говорит Роман Анатольевич.
Он признаётся, что в работе режиссёра и руководителя театра лично для него самое сложное – совмещать в одном лице все театральные профессии.
– Если в профессиональных театрах есть руководитель, художественный руководитель, концертный директор, режиссёр, сценографы, гримеры, костюмеры, художники по свету, звукорежиссёры, есть готовые актёры-профессионалы, которым не нужно рассказывать, как играть, то в нашем случае всем этим приходится заниматься руководителю. А ещё – искать транспорт, финансы, а если не можешь найти – то вытаскивать из собственного кармана. Увы, на какую-то помощь рассчитывать не приходится.
Но зато человеческие эмоции, реакция зала на спектакли, оценка профессионального жюри, сполна окупают все трудности и дают силы двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом, рассуждает режиссёр.
Кстати, названию театра «В Главных Ролях» тоже уже 15 лет. Мотылюк вспоминает, что над названием для своего коллектива думал ровно неделю.
– К процессу подключились все мои друзья и знакомые, предлагали свои варианты. Но я с самого начала понимал, что как корабль назовёшь, так он и поплывёт. При этом было важно не повторить чьё-то уже существующее название. Хотелось, чтобы это было броско и ярко. Это названием мне показалось удачным, потому что каждый ребенок – индивидуален, а ещё, потому что у нас нет второстепенных ролей. С самого начала мы выбираем такие пьесы, в которых будет задействован весь коллектив, чтобы никому не было обидно. Были варианты «Действующие лица», «Главная роль» — от главной роли решили оттолкнуться и случился театр «В Главных Ролях». Со временем дети сократили название до аббревиатуры ВГР. Название себя оправдало! Коллектив получился яркий, большой, шумный.
«Настоящая труппа»
Профессиональную оценку творчеству театра «В Главных Ролях» дала Варвара Попова, режиссёр, резидент «Лаборатории Современного искусства», ассистент режиссёра в театре «Красный факел», ведущий методист отдела методики организации самодеятельного художественного творчества Дома народного творчества.
– Во-первых, это очень хорошая подготовка детей, их направленность на дальнейшее профессиональное развитие. И это очень здорово! Помимо того, что театральная студия становиться в жизни каждого студийца особым временем, когда они раскрывают таланты, заводят друзей.
Конечно, не все потом идут в профессиональную жизнь. Но если театр затягивает, и они туда идут – я вижу, что именно выпускники этой студии очень часто поступают в профильные учебные заведения. Я сталкивалась с этими ребятами и в работе, смотрела спектакли – это очень квалифицированные, полупрофессионалы еще до момента поступления. С ребятами очень комфортно работать, потому что у них есть здоровая самокритика. Это дети с амбициями и они достойно воспринимают критику – в этом я вижу заслугу преподавателя, который, очевидно, умеет грамотно это делать, так чтобы дети воспринимали это адекватно и не обижались.
Варвара Андреевна отмечает, что коллектив ВГР – это настоящая команда, труппа.
– Они не просто играют свои спектакли в закрытом пространстве, где их все знают и любят. Они много где выступают, школьники работают как взрослые аниматоры — у них есть хороший сценический опыт, они могут стать ведущими, аниматорами – это отличная база, — делится впечатлениями от работы с юными актёрами Варвара Попова.
— Желаю театру дальнейшего процветания. Очень хочется, чтобы эти прекрасные постановки видели не только бердчане, но и жители Новосибирска. Чтобы люди могли прийти и посмотреть на них. Пусть даже и не на большой сцене. Желаю разрастаться и дальше, чтобы шились костюмы, создавались новые декорации, чтобы у театра было больше места. Творческого благополучия, чтобы ничего не мешало и на всё хватало денег!
Актёры – о самоопределении и познании себя
Александр Богомолов занимается в театре три года. Сейчас ему 17.
– Я был зажатым, но театр мне дал внутреннюю свободу, я нашел внутри себя ответы на многие вопросы, стал более открытым. Возможно, эти перемены окружающим незаметны, но я их вижу и это главное.
Максиму Симашкову 16 лет и он, как и Александр уже три года играет в театре «В Главных Ролях». В Бердск его семья перебралась сравнительно недавно из Казахстана – там парень занимался в музыкальной школе по классу фортепиано, в Бердске он решил попробовать себя на сцене и преуспел в этом.
– Пришёл сюда для саморазвития, но в процессе понял, что хочу стать актером и теперь готовлюсь к поступлению в театральный вуз. Набираюсь знаний, опыта, в том числе жизненного – мы сами делаем декорации, реквизит, так что теперь у меня есть опыт и в конструировании и даже в строительстве. Театр помог мне раскрепоститься, я стал более уверенным в себе. Мама это тоже отмечает.
15-летний Макар Мишенин занимается в театре второй год. Он планирует поступать в театральный институт и пришёл сюда целенаправленно, чтобы подготовиться к поступлению.
– За год я перестал бояться высказывать свое мнение. Да я даже внешне изменился – новую стрижку сделал!
Марии Егоровой 13 лет, но, несмотря на юный возраст, её актерский стаж – уже пять лет.
– Моя детская мечта – стать актрисой. Родители меня поддержали и в 8 лет отдали в театральную студию. Мне тут очень нравится! За эти годы я только укрепилась в своем желании. Театр даёт массу ярких эмоций. Мы много гастролируем, моя жизнь стала интересной. Появилось много новых друзей. Я тоже изменилась – и внешне, и внутренне. Я даже посидела на диете, потому актриса должна быть красивой и стройной. Стала более собранной, организованной, самостоятельной. А из-за того, что я занимаюсь вокалом, делаю дыхательные упражнения – я стала меньше болеть.
Староста коллектива, 17-летняя Ульяна Кожина пришла в театр три года назад просто из любопытства. А теперь всерьез задумывается о том, чтобы связать свою жизнь с творчеством – хочет стать режиссёром.
– Я пришла в театр подростком, в сложном возрасте. Театр помог мне обрести себя, найти близких по духу людей. Родители замечают, что я стала ответственной и дисциплинированной.
«Какую роль бы ты не играл – все качества ищешь в себе»
Матвей Климкин – профессиональный актёр, он служит в Тульском академическом театре драмы (Новомосковский филиал). А определиться с профессией ему помог театр «В Главных Ролях».
– Когда я был маленьким, на вопрос «Кем ты хочешь стать», я всегда отвечал, что хочу стать женихом. Но я поступил в музыкальную школу, пришёл к Роману Анатольевичу и ясно понял, что хочу заниматься театром. В моей жизни появился чёткий вектор. Работа с ним обрела какие-то новые краски. Стало ясно, что театр – это не просто выучить текст, что это постоянная работа над собой. Что актёр – это высоконравственный человек. Благодаря Роману Анатольевичу я стал лучше понимать себя. Ведь, какую бы ты роль не играл, ты ищешь качества, присущие персонажу – хороший он, плохой, скользкий тип, жаждущий мести – в себе. А понимание себя неизбежно ведет к тому, что ты лучше понимаешь других, видишь то, что скрыто, понимаешь, что им двигает.
Матвей вспоминает, что свое 18-летие он отметил на сцене – в этот день он играл Знайку в спектакле «Забавные приключения весёлых коротышек». И это стало одним из самых ярких его воспоминаний о театре «В Главных Ролях».
– Конечно же, помнится и мой самый первый спектакль «Сэкондхэнд», моя первая поездка в Евпаторию на фестиваль «Золотой ключик». Я был самый младший – это было в 2009 году – и мне доставалась всеобщая любовь и тепло. Впервые я уехал далеко от родителей, но при этом находился будто в семье, в окружении людей, которые горят тем, что мы делаем. Это было интересно
«Я пришла в театр девочкой без друзей»
Все не могут быть актёрами, да и нужно это. К примеру, Александра Киреева, выпускница театрального отделения, актриса театра «В Главных Ролях», выбрала совсем другую стезю – она учится на последнем курсе мехмата НГУ, занимается преподаванием. В дальнейшем планирует сменить сферу деятельности, и нет никаких сомнений в том, что у нее все получится.
– Я очень рада, что я была частью театра ВГР, потому что он очень сильно повлиял на мой характер и мои способности сейчас. Я пришла в него девочкой без друзей, с большими комплексами, зажимами и с проблемами в общении, а сейчас я совершенно другой человек. Я научилась коммуницировать с людьми, научилась строить взаимоотношения даже с самыми сложными персонами. Это очень помогает в работе и учёбе, — говорит Александра.
– Как бы это ЧСВшно не звучало, но я стала нравиться людям, им стало со мной интересно… Я всегда подчёркиваю, что за то, кем я являюсь сейчас, я благодарна театру. А если совсем коротко, то театр внушил веру в себя и в свой успех. Вроде бы звучала где-то фраза, что у меня не было актёрского таланта, я просто много работала, чтобы как-то это исправить – была трудяжкой. И сейчас я очень люблю трудности и обожаю работать над проблемами и получаю невероятные эмоции от того, что я что-то смогла преодолеть, — говорит Александра Киреева.
Другая выпускница театра, Софья Бейда, сейчас работает контент-менеджером в культурном пространстве «Юность» в Академгородке. Но и в её жизни театр «В Главных Ролях» сыграл роль не второго плана.
– Мои первые победы были именно в этом театре. После них я поверила в себя, как в творческую единицу. Поддержка команды и Романа Анатольевича в эти периоды жизни была бесценной, — уверяет Софья. Вера в себя помогла – буквально неделю назад в рамках фестиваля «Таврида.АРТ» Софья выиграла грант на 1,2 млн рублей на реализацию музыкального проекта «МУЗ.ХАБ».
Набор продолжается!
Театр «В Главных Ролях» продолжает набор детей от 8 до 15 лет.
— Приходите к нам заниматься! Мы с удовольствием примем вас в наш дружный коллектив, — приглашает Роман Мотылюк.